|
Слепок
— точная копия
скульптурного оригинала, выполненная заливкой гипса или другого материала в
снятую с оригинала форму (гипсовую, восковую, пластилиновую). Социалистический
реализм — теоретический
принцип и официальное художественное направление, господствовавшее в СССР с
середины 30-х до начала 80-х гг. Его основными принципами были провозглашены
правдивое изображение действительности в её революционном развитии, сочетание
исторической конкретности образов с их героикой и романтикой. Сложилась
жёсткая и безапелляционная программа социалистического реализма, основанная на
прославлении революционной борьбы народа и его вождей, советского строя,
социалистического строительства и трудового энтузиазма. Художественное творчество
определяли лозунги коммунистической идейности, партийности и народности. Стека
(итал. stecca) — деревянная, костяная или металлическая
палочка с расширенными в виде лопатки концами, инструмент скульптора при
лепке из глины, воска и других мягких материалов. Стела
(греч. «стеле» — «столбы») — вертикально стоящая
каменная плита с вырезанной надписью или изображением. Стиль
революции — вызванный
к жизни Великой Французской революцией (1789— 1799 гг.) стиль декоративно-прикладного
искусства Франции, отказавшийся от бесполезной роскоши и обратившийся к
простым, часто даже простонародным формам бытовых предметов. Стиль
Реставрации — во
Франции стиль декоративно-прикладного искусства, получивший распространение
после Реставрации (1815—1830 гг.), унаследовавший многое от ампира, но
полностью утративший присущую ему строгость пропорций и форм. Украшения стиля
Реставрации стали чрезмерно тяжеловесными и пышными. Супрематизм
(от лат. supremus — «наивысший») — направление в авангардистском
искусстве России, основанное в реальности,
постигнутые интуицией художника. Сюрреализм
(франц. surrealisme — «сверхреализм») — направление в искусстве
XX в.,
провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения,
галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, заменённых
субъективными ассоциациями. Темпера
(итал. tempera, от temperare —-«смешивать краски») — краски, растёртые на
яичном желтке или на клее, смешанном с маслом, разведённые в воде; техника живописи
такими красками. Тёплые
и холодные цвета — цвета, расположенные в тёплой (красный, жёлтый, оранжевый) и холодной
(синий, фиолетовый, зелёный) частях спектра. Терракота
(итал. terracotta — «обожжённая глина») — вид керамики, неглазурованные изделия из обожжённой цветной
глины с пористым черепком. Тон
(от греч. «тонос» — «напряжение, «ударение», «сила») — 1)
световой тон — простейший элемент светотени, степени
светлоты, насыщенности светом отдельного видимого участка — части формы,
теневой или освещенной части предмета и т. п.; 2) цветовой тон — исходный,
простейший элемент как цвета в действительности, так и колорита в
произведениях искусства: качество каждого цветового оттенка, который
соответствует отдельному участку натуры или изображения, по отношению к основным
цветам спектра. Тон выражает специфичность оттенка (например, лимонно-жёлтый,
огненно-красный и т. д.) и фиксирует изменения определённого цвета в сторону
большей или меньшей светлоты, большей или меньшей затемнённости, не затрагивая
самой сущности цвета предмета; 3) общий тон — цветовой строй художественного
произведения, основной оттенок, обобщающий или подчиняющий себе все цвета
картины. Краски в такой «тональной живописи» объединены общим тоном
(например, серебристым, золотистым, тёплым, холодным и т. д.). |