|
Цивилизации
«классического» периода были разрушены нашествием народа тольтеков. В
VII в. они пришли на
плодородные земли из мексиканских пустынь и к X в. создали собственную культуру, исполненную
своеобразной мрачной выразительности. Среди развалин их столицы Толлана до сих
пор возвышаются четырёхметровые статуи суровых воинов с изображением бабочки
на груди. Это не совсем скульптуры, скорее, каменные столбы, которым с помощью
резьбы придан человеческий облик. Когда-то они поддерживали алтарь храма
Тлауискальпантекутли (Владыка Рассвета), а бабочка символизировала планету
Венеру — одно из воплощений божества Кетцалькоатля. В XI в. с севера пришли новые завоеватели — ацтеки. Усвоив многое из наследия более древних культур,
они создали могучую цивилизацию. Как и у других народов Центральной Америки,
огромное место в их жизни занимала религия, возможно самая жестокая в Новом
Свете. Боги ацтеков требовали человеческих жертвоприношений ежедневно
— иначе миру Маска.
Культура Теотиуакана. Национальный антропологический музей, Мехико. 633 Статуи
воинов. Культура тольтеков. Толлан (Мексика). грозила бы
гибель, — а богов у них было множество. Чтобы добыть нужное количество жертв,
ацтеки совершали набеги на соседние племена; это называлось священной «войной
Цветов». Всё
искусство ацтеков было подчинено главной цели — умилостивить богов. Их
храмовая скульптура отличалась великолепием. Сохранилось описание огромной
статуи, усыпанной драгоценными камнями и жемчугом, украшенной ожерельями из
золотых черепов и серебряных сердец, символизировавших сцену из обряда
жертвоприношения. Такие статуи, конечно, не сохранились: испанцев интересовали
золото и драгоценные камни, а не изделия из них. Однако можно судить о том, как
они выглядели, по статуям попроще. Например, сохранилось изваяние высотой два с
половиной метра, изображающее богиню земли и смерти Коатликуэ. Его форма лишь
отдалённо напоминает человеческую фигуру. Ни лица, ни головы вообще нет: перед
зрителем не личность, а сила — рождающая и убивающая. Вся статуя состоит из
символов рождения и смерти: початков кукурузы, бобов какао, когтей и клыков
ягуара, человеческих ладоней и черепов. Черепа и кости — символы смерти
-частые мотивы в этом искусстве. Ювелирное
мастерство ацтеков известно главным образом по рассказам, сохранились лишь
немногие его образцы. Вот как описывает изделия индейцев поражённый очевидец:
«Они могут отлить птицу с движущимся языком, головою и крыльями или отлить
обезьяну или другое животное с подвижным языком, головой, и ногами, и руками,
а в руки вложить игрушку, так что кажется, что она танцует с нею. Более того,
они берут слиток, половина которого из золота, а половина — из серебра, и
отливают рыбу со всеми её чешуйками, причём одна чешуйка золотая, а другая
серебряная». Поражала
своим великолепием и столица ацтеков Теночтитлан, основанный в |