Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Цивилизации «классического» периода были разрушены нашест­вием народа тольтеков. В VII в. они пришли на плодородные земли из мексиканских пустынь и к X в. соз­дали собственную культуру, испол­ненную своеобразной мрачной вы­разительности. Среди развалин их столицы Толлана до сих пор возвы­шаются четырёхметровые статуи суровых воинов с изображением бабочки на груди. Это не совсем скульптуры, скорее, каменные стол­бы, которым с помощью резьбы придан человеческий облик. Когда-то они поддерживали алтарь храма Тлауискальпантекутли (Владыка Рас­света), а бабочка символизировала планету Венеру — одно из воплоще­ний божества Кетцалькоатля.

В XI в. с севера пришли новые завоеватели — ацтеки. Усвоив мно­гое из наследия более древних культур, они создали могучую циви­лизацию. Как и у других народов Центральной Америки, огромное место в их жизни занимала рели­гия, возможно самая жестокая в Новом Свете. Боги ацтеков требова­ли человеческих жертвоприноше­ний  ежедневно    иначе  миру

Маска. Культура Теотиуакана. Национальный антропологический музей, Мехико.

633

 

 

Статуи воинов. Культура тольтеков. Толлан (Мексика).

грозила бы гибель, — а богов у них было множество. Чтобы добыть нужное количество жертв, ацтеки совершали набеги на соседние пле­мена; это называлось священной «войной Цветов».

Всё искусство ацтеков было под­чинено главной цели — умилости­вить богов. Их храмовая скульптура отличалась великолепием. Сохрани­лось описание огромной статуи, усы­панной драгоценными камнями и жемчугом, украшенной ожерельями из золотых черепов и серебряных сердец, символизировавших сцену из обряда жертвоприношения. Такие статуи, конечно, не сохранились: испанцев интересовали золото и драгоценные камни, а не изделия из них. Однако можно судить о том, как они выглядели, по статуям попроще. Например, сохранилось изваяние высотой два с половиной метра, изо­бражающее богиню земли и смерти Коатликуэ. Его форма лишь отда­лённо напоминает человеческую фигуру. Ни лица, ни головы вообще нет: перед зрителем не личность, а сила — рождающая и убивающая. Вся статуя состоит из символов рожде­ния и смерти: початков кукурузы, бобов какао, когтей и клыков ягуара, человеческих ладоней и черепов. Че­репа и кости — символы смерти -частые мотивы в этом искусстве.

Ювелирное мастерство ацтеков известно главным образом по рас­сказам, сохранились лишь немногие его образцы. Вот как описывает изделия индейцев поражённый очевидец: «Они могут отлить птицу с движу­щимся языком, головою и крыльями или отлить обезьяну или другое жи­вотное с подвижным языком, голо­вой, и ногами, и руками, а в руки вло­жить игрушку, так что кажется, что она танцует с нею. Более того, они берут слиток, половина которого из золота, а половина — из серебра, и отливают рыбу со всеми её чешуйка­ми, причём одна чешуйка золотая, а другая серебряная».

Поражала своим великолепием и столица ацтеков Теночтитлан, осно­ванный в 1325 г. Испанцы назвали его «озёрной Венецией»: центр горо­да стоял на острове посреди озера, и его окружали постройки на сваях и дамбах. Дамбы были перерезаны каналами, через которые перебра­сывали подъёмные мосты. Стенки каналов украшались изразцами и мозаикой. В 1521 г. Теночтитлан разрушили испанцы, под предводи­тельством Эрнана Кортеса уничто­жившие государство ацтеков.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz