|
Лучше всего глубину живописи
Веласкеса позднего периода передают две монументальные работы — «Менины» ( Диего Веласкес. Портрет
инфанты Маргариты. Диего Веласкес. Венера
перед зеркалом. *Инфант, инфанта (от лат. infans — «юный») — титулы принцев и принцесс испанского королевского дома. 39 Диего Веласкес. Пряхи. Картина
«Пряхи» — на первый взгляд жанровая сцена, показывающая труд работниц
королевской ткацкой мастерской. На переднем плане женщины прядут и разматывают
нити. В глубине, в нише, залитой лучами солнца, нарядные дамы стоят возле
огромного ковра. Здесь изображена сцена из античного мифа, переданного
древнеримским поэтом Овидием в «Метаморфозах»: мастерица Арахна вызвала Афину
на состязание в ткачестве, а разгневанная богиня в наказание за дерзость
превратила её в паука. Сцена с работницами показана очень поэтично, все фигуры
окутаны мягким светом. В то же время персонажи на втором плане, включая Афину и
Арахну, изображены чётко и объёмно (фигура Арахны даже отбрасывает тень).
Поэтому границу между реальным и вымышленным пространством полотна трудно определить.
Историки искусства полагают, что эта необычная картина на самом деле отражает
два эпизода мифа. Старая работница на переднем плане — это Афина, а молодая —
Арахна, и Веласкес показал сцену их состязания. В глубине же представлено
завершение мифа: Афина предстаёт перед Арахной в своём истинном облике,
намереваясь покарать её, а мастерица испуганно прижимается к вытканному ею
ковру. («Придворные дамы») вызывает
много споров. Перед зрителем — занимательная жанровая сцена. Придворные дамы
и карлица окружают маленькую инфанту Маргариту. Слева от них — сам художник,
работающий над огромным холстом. В зеркале на стене видны отражения короля и
королевы, это наводит на мысль, что художник пишет их портрет. Однако парных
изображений монархов среди работ Веласкеса нет. Зачем было создавать вымышленный
образ ненаписанного произведения? И зачем
изображать на стенах копии двух картин — «Наказание Арахны» фламандского живописца
Якоба Йорданса и «Наказание Марсия» Рубенса? Возможно, картина «Менины» не жанровая
сцена, а автопортрет Веласкеса. Картины на стене королевских покоев отражают
вечную проблему творчества, которую сам Веласкес блистательно разрешил всей
своей жизнью, соединив в гармоничном союзе духовное богатство с редким техническим
мастерством. *Марсий — в древнегреческой
мифологии сатир (лесное божество), который, выучившись играть на флейте,
вызвал на состязание в музыке Аполлона. Бог победил Марсия и, чтобы наказать
за дерзость, содрал с него кожу. 40 Диего Веласкес. Менины. БАРТОЛОМЕ
ЭСТЕБАН МУРИЛЬО (1618—1682) Творчество Бартоломе Эстебана
Мурильо завершает золотой век испанской живописи. Работы Мурильо
безукоризненно точны композиционно, богаты и гармоничны по колориту и в высшем
смысле слова красивы. Его ощущения всегда искренни и деликатны, но в полотнах
Мурильо уже нет той духовной мощи и глубины, которые так
потрясают в работах старших его современников. Жизнь художника связана с его
родной Севильей, хотя ему приходилось бывать в Мадриде и других городах.
Пройдя обучение у местного живописца Хуана дель Кастильо (1584—1640), Мурильо
много работал по заказам монастырей и храмов. В Своими полотнами на религиозные
сюжеты Мурильо стремился 4 1 Бартоломе Эстебан Мурильо. Богоматерь с Младенцем.
1650—1655 гг. Прадо, Мадрид. нести утешение и успокоение.
Не случайно он очень часто писал образ Богоматери. Из картины в картину
переходило изображение Марии в виде прелестной юной девушки с правильными
чертами лица и томным взором, обращённым к небесам. Её невинный облик должен
был вызывать у зрителя чувство сладкого умиления. Тем же духом пронизаны и
сюжетные композиции художника, изображавшие, например, Марию, нежно взирающую
на Святого Иосифа с Младенцем («Святое семейство», 1650— 1655 гг.). Большое внимание Мурильо уделял
жанровой живописи. Главные его герои — симпатичные дети в лохмотьях — с
аппетитом уплетают фрукты («Мальчики с дыней и виноградом», 1б4б г.), играют с
животными («Мальчик с собакой», 50-е гг.), торгуют на улице («Продавщица
фруктов», 70-е гг.). В отличие от многих работ художника на религиозные темы
лучшие его жанровые сцены абсолютно не сентиментальны, в них видна острая
наблюдательность художника. И вместе с тем эти картины проникнуты глубоким лиризмом
и добротой. Действие большинства из них происходит в трущобах, но их
пространство словно залито светом. Многие полотна украшены мастерски
написанными натюрмортами; живописная красота фруктов и цветов усиливает ощущение
радости и полноты жизни. После смерти Мурильо испанская
школа живописи практически перестала существовать. Общий уровень мастерства
резко упал, художники Бартоломе Эстебан Мурильо. Святое семейство.
1650—1655 гг. Прадо, Мадрид. Бартоломе Эстебан Мурильо. Мальчик с собакой. 50-е
гг. XVII в. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург. *Иосиф — согласно Евангелию,
плотник из города Назарета в Палестине, предназначенный в супруги Деве Марии,
ставший воспитателем Иисуса Христа. 42 Бартоломе Эстебан Мурильо. Продавщица фруктов. 70-е
гг. XVII в. Старая пинакотека, Мюнхен. работали под влиянием итальянских,
французских и немецких живописцев. В Испании время от времени появлялись
выдающиеся мастера, но об испанской школе
как о явлении в искусстве можно говорить лишь применительно к XVII столетию. 43 |