Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

Лучше всего глубину живопи­си Веласкеса позднего периода пе­редают две монументальные рабо­ты — «Менины» (1656 г.) и «Пряхи» (1657   г.).   Картина   «Менины»

Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. 1660 г. Прадо, Мадрид.

Диего Веласкес. Венера перед зеркалом. 1650 г. Национальная галерея, Лондон.

*Инфант, инфанта (от лат. infans — «юный») — титулы принцев и принцесс испанского королев­ского дома.

39

 

 

 

Диего Веласкес. Пряхи. 1657 г. Прадо, Мадрид.

Картина «Пряхи» — на первый взгляд жанровая сцена, показывающая труд работ­ниц королевской ткацкой мастерской. На переднем плане женщины прядут и раз­матывают нити. В глубине, в нише, залитой лучами солнца, нарядные дамы сто­ят возле огромного ковра. Здесь изображена сцена из античного мифа, переданного древнеримским поэтом Овидием в «Метаморфозах»: мастерица Арахна вызвала Афину на состязание в ткачестве, а разгневанная богиня в наказание за дерзость превратила её в паука. Сцена с работницами показана очень поэтич­но, все фигуры окутаны мягким светом. В то же время персонажи на втором плане, включая Афину и Арахну, изображены чётко и объёмно (фигура Арахны даже отбрасывает тень). Поэтому границу между реальным и вымышленным простран­ством полотна трудно определить. Историки искусства полагают, что эта необыч­ная картина на самом деле отражает два эпизода мифа. Старая работница на перед­нем плане — это Афина, а молодая — Арахна, и Веласкес показал сцену их состязания. В глубине же представлено завершение мифа: Афина предстаёт перед Арахной в своём истинном облике, намереваясь покарать её, а мастерица испу­ганно прижимается к вытканному ею ковру.

(«Придворные дамы») вызывает много споров. Перед зрителем — за­нимательная жанровая сцена. При­дворные дамы и карлица окружают маленькую инфанту Маргариту. Сле­ва от них — сам художник, работа­ющий над огромным холстом. В зер­кале на стене видны отражения короля и королевы, это наводит на мысль, что художник пишет их портрет. Однако парных изображе­ний монархов среди работ Веласкеса нет. Зачем было создавать вы­мышленный образ ненаписанного

произведения? И зачем изображать на стенах копии двух картин — «На­казание Арахны» фламандского жи­вописца Якоба Йорданса и «Наказа­ние Марсия» Рубенса? Возможно, картина «Менины» не жанровая сце­на, а автопортрет Веласкеса. Карти­ны на стене королевских покоев отражают вечную проблему творче­ства, которую сам Веласкес блиста­тельно разрешил всей своей жиз­нью, соединив в гармоничном союзе духовное богатство с редким техни­ческим мастерством.

*Марсий — в древнегрече­ской мифологии сатир (лес­ное божество), который, вы­учившись играть на флейте, вызвал на состязание в музы­ке Аполлона. Бог победил Марсия и, чтобы наказать за дерзость, содрал с него кожу.

40

 

 

 

Диего Веласкес.

Менины. 1656 г. Прадо, Мадрид.

БАРТОЛОМЕ ЭСТЕБАН МУРИЛЬО

(1618—1682)

Творчество Бартоломе Эстебана Мурильо завершает золотой век испан­ской живописи. Работы Мурильо безукоризненно точны компози­ционно, богаты и гармоничны по колориту и в высшем смысле слова красивы. Его ощущения всегда ис­кренни и деликатны, но в полотнах Мурильо уже  нет той духовной

мощи и глубины, которые так потря­сают в работах старших его совре­менников.

Жизнь художника связана с его родной Севильей, хотя ему приходи­лось бывать в Мадриде и других го­родах. Пройдя обучение у местного живописца Хуана дель Кастильо (1584—1640), Мурильо много рабо­тал по заказам монастырей и хра­мов. В 1660 г. он стал президентом Академии художеств в Севилье.

Своими полотнами на религиоз­ные сюжеты Мурильо стремился

4 1

 

 

 

 

Бартоломе Эстебан Мурильо.

Богоматерь с Младенцем. 1650—1655 гг. Прадо, Мадрид.

нести утешение и успокоение. Не случайно он очень часто писал образ Богоматери. Из картины в картину переходило изображение Марии в виде прелестной юной де­вушки с правильными чертами ли­ца и томным взором, обращённым к небесам. Её невинный облик дол­жен был вызывать у зрителя чувство сладкого умиления. Тем же духом пронизаны и сюжетные компози­ции художника, изображавшие, например, Марию, нежно взираю­щую на Святого Иосифа с Младен­цем («Святое семейство», 1650— 1655 гг.).

Большое внимание Мурильо уде­лял жанровой живописи. Главные его герои — симпатичные дети в лохмотьях — с аппетитом уплетают фрукты («Мальчики с дыней и вино­градом», 1б4б г.), играют с животны­ми («Мальчик с собакой», 50-е гг.), торгуют на улице («Продавщица фруктов», 70-е гг.). В отличие от многих работ художника на рели­гиозные темы лучшие его жанровые сцены абсолютно не сентименталь­ны, в них видна острая наблюдатель­ность художника. И вместе с тем эти картины проникнуты глубоким ли­ризмом и добротой. Действие боль­шинства из них происходит в тру­щобах, но их пространство словно залито светом. Многие полотна укра­шены мастерски написанными на­тюрмортами; живописная красота фруктов и цветов усиливает ощуще­ние радости и полноты жизни.

После смерти Мурильо испанская школа живописи практически пере­стала существовать. Общий уровень мастерства резко упал, художники

Бартоломе Эстебан Мурильо.

Святое семейство. 1650—1655 гг.

Прадо, Мадрид.

Бартоломе Эстебан Мурильо.

Мальчик с собакой. 50-е гг. XVII в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

*Иосиф — согласно Еван­гелию, плотник из города Назарета в Палестине, пред­назначенный в супруги Деве Марии, ставший воспита­телем Иисуса Христа.

42

 

 

 

Бартоломе Эстебан Мурильо.

Продавщица фруктов. 70-е гг. XVII в. Старая пинакотека, Мюнхен.

работали под влиянием итальян­ских, французских и немецких живописцев. В Испании время от времени появлялись выдающиеся

мастера, но об испанской школе как о явлении в искусстве можно говорить лишь применительно к XVII столетию.

43

 

 

 

 


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz