|
В отличие от итальянских
скульпторов, стремившихся воплотить в своих произведениях прежде всего идею,
создать обобщённый образ, испанские мастера добивались правдоподобия: их
интересовали частности, детали, внешность конкретного человека или
подробности события. Натурализм в испанской скульптуре часто соединялся со
страстностью и эмоциональностью барокко. Выдающимся испанским скульптором
первой половины XVII
в. был Грегорио Эрнандес (около 1576— 1636). В
знаменитом «Оплакивании» ( привлечь внимание зрителя к
смысловому центру произведения — Богоматери. Её страдальческое лицо обращено к
небу, а широкий жест правой руки — к зрителю. Наиболее интересный из испанских
мастеров второй половины XVII в. Педро да Мена
(1628—1688), работавший в Гранаде, в своих зрелых работах сохранял приверженность
жёсткому натурализму. В фигуре Святого Франциска он подчеркнул и грубость
монашеского балахона, и предельную степень физического истощения, и даже такую
деталь, как выбитые зубы. Но всё это сочетается с обострённой эмоциональностью
в передаче духовного состояния. Святой запечатлён в момент молитвенного
экстаза — (один из самых любимых сюжетов Педро да Мены). Подобное соединение
низкого и высокого, натуралистических подробностей физического облика и
возвышенного, мощного духа человека очень характерно как для скульптуры, так и
для живописи Испании XVII в. 28 НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЫ ПРАДО В МАДРИДЕ Основу
собрания Прадо составили коллекции трёх испанских королей из династии
Габсбургов. Карл I (1516—1556 гг.), он же император Священной
Римской империи Карл V, был тонким ценителем прекрасного. Он приобрёл произведения живописцев
итальянского Возрождения — «Портрет кардинала» Рафаэля и многие работы своего
любимого мастера Тициана. Король
Филипп I, сын и преемник Карла I, продолжал покровительствовать Тициану, а
также коллекционировал старонидерландскую живопись: картины Робера Кампена,
Рогира ван дер Вейдена, Ханса Мемлинга. Филипп II был поклонником Иеронима Босха: его
спальню украшал триптих «Сад наслаждений». Королевское собрание хранилось во
дворце Эскориал и было открыто для ограниченного круга посетителей. Придворным
живописцем короля Филиппа IV (1621 — 1665 гг.) был Диего Веласкес, и
почти все его полотна стали достоянием дворцовой коллекции. Кроме того,
Веласкес помогал Филиппу IV выбирать произведения искусства. В Италии
он приобрёл полотна Веронезе, Тинторетто, Якопо Бассано. При распродаже картин
короля Англии Карла I, казнённого во время революции XVII в., в коллекцию попали «Успение Богоматери»
итальянского живописца Андреа Мантеньи и «Автопортрет» немецкого художника
Альбрехта Дюрера. Многочисленные заказы для испанского двора выполнял Питер
Пауэл Рубенс — в мадридском собрании прекрасно представлено позднее творчество
фламандского мастера. Все Габсбурги мало интересовались национальным
испанским искусством, однако последний представитель династии приобрёл картину
«Мученичество Святого Варфоломея» кисти Хусепе де Риберы. В |