Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В отличие от итальянских скульп­торов, стремившихся воплотить в своих произведениях прежде всего идею, создать обобщённый образ, испанские мастера добивались прав­доподобия: их интересовали част­ности, детали, внешность конкрет­ного человека или подробности события. Натурализм в испанской скульптуре часто соединялся со страстностью и эмоциональностью барокко.

Выдающимся испанским скульп­тором первой половины XVII в. был Грегорио Эрнандес (около 1576— 1636). В знаменитом «Оплакивании» (1616 г.) смерть Иисуса Христа изображена с безжалостным натура­лизмом: мастер показал складки кожи и обвисшие мышцы хрупкого, измождённого тела. Эрнандес рас­положил фигуру Христа слева на­право по восходящей линии, чтобы

привлечь внимание зрителя к смы­словому центру произведения — Богоматери. Её страдальческое лицо обращено к небу, а широкий жест правой руки — к зрителю.

Наиболее интересный из испан­ских мастеров второй половины XVII в. Педро да Мена (1628—1688), работавший в Гранаде, в своих зрелых работах сохранял привер­женность жёсткому натурализму. В фигуре Святого Франциска он подчеркнул и грубость монашеско­го балахона, и предельную степень физического истощения, и даже та­кую деталь, как выбитые зубы. Но всё это сочетается с обострённой эмо­циональностью в передаче духовно­го состояния. Святой запечатлён в момент молитвенного экстаза — (один из самых любимых сюжетов Педро да Мены). Подобное соедине­ние низкого и высокого, натурали­стических подробностей физиче­ского облика и возвышенного, мощного духа человека очень харак­терно как для скульптуры, так и для живописи Испании XVII в.

28

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЫ ПРАДО В МАДРИДЕ

Основу собрания Прадо составили коллекции трёх испан­ских королей из династии Габсбургов.

Карл I (1516—1556 гг.), он же император Священной Римской империи Карл V, был тонким ценителем прекрас­ного. Он приобрёл произведения живописцев итальянско­го Возрождения — «Портрет кардинала» Рафаэля и многие работы своего любимого мастера Тициана.

Король Филипп I, сын и преемник Карла I, продолжал по­кровительствовать Тициану, а также коллекционировал старонидерландскую живопись: картины Робера Кампена, Рогира ван дер Вейдена, Ханса Мемлинга. Филипп II был по­клонником Иеронима Босха: его спальню украшал триптих «Сад наслаждений». Королевское собрание хранилось во дворце Эскориал и было открыто для ограниченного круга посетителей.

Придворным живописцем короля Филиппа IV (1621 — 1665 гг.) был Диего Веласкес, и почти все его полотна ста­ли достоянием дворцовой коллекции. Кроме того, Веласкес помогал Филиппу IV выбирать произведения искусства. В Италии он приобрёл полотна Веронезе, Тинторетто, Якопо Бассано. При распродаже картин короля Англии Карла I, каз­нённого во время революции XVII в., в коллекцию попали «Успение Богоматери» итальянского живописца Андреа Мантеньи и «Автопортрет» немецкого художника Альбрех­та Дюрера. Многочисленные заказы для испанского двора выполнял Питер Пауэл Рубенс — в мадридском собрании прекрасно представлено позднее творчество фламандско­го мастера. Все Габсбурги мало интересовались националь­ным испанским искусством, однако последний представи­тель династии приобрёл картину «Мученичество Святого Варфоломея» кисти Хусепе де Риберы. В 1655 г. Филипп IV завешал частные художественные коллекции испанских ко­ролей государству: отныне их нельзя было дарить, продавать или вывозить за границу.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz