Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В начале XVIII в. на испанском престоле утвердилась династия Бурбонов. Вкусы двора изменились. Король Филипп V (1700-—1724 гг.) пополнил придворную коллек­цию картинами Никола Пуссена и других французских ху­дожников. Во второй половине столетия просвещённый мо­нарх Карл III (1759—1788 гг.) решил создать в Мадриде публичный музей. В 1785 г. для него был выделен участок в парке Прадо. Крупнейший испанский архитектор того вре­мени Хуан де Вильянуэва (1739—1811) разработал проект музейного здания. Но смерть Карла III, наполеоновское втор­жение и гражданская война прервали строительство, и оно возобновилось лишь в 1814 г.

Новый музей открылся в 1819 г. (строительство продол­жалось до 1830 г.). Для него отобрали картины, прежде украшавшие интерьеры дворца. Сюда не попали полотна с изображением обнажённых фигур. Их даже хотели унич­тожить, однако этому помешал первый директор Прадо Хосе Габриэль де Сильва Базан, маркиз де Санта-Круз. «Неприличные» творения Дюрера, Тициана и Рубенса спрятали от глаз зрителей в стенах Академии Сан-Фернандо (художественной академии в Мадриде), а с 1826 г. они ста­ли понемногу возвращаться в коллекцию Прадо. Так, «Маха обнажённая» кисти испанского художника Франсиско Гойи «вышла из заточения» лишь в 1901 г.

В 30—40-е гг. XIX в. в Испании было закрыто большинст­во монастырей. Лучшие картины из них значительно по­полнили собрание старой испанской живописи в Прадо. В 1868 г. испанская королева Изабелла II была изгнана из страны. На прощание она подарила музею «Снятие с крес­та» ван дер Вейдена, «Сад наслаждений» Босха, картины Гойи. После этого музей Прадо перешёл из дворцового ве­домства в собственность города Мадрида.

Музей организовал ряд крупных выставок в начале XX в. В 1928 г. одна из них познакомила широкую публику с твор­чеством Франсиско Гойи.

Сейчас в Прадо более трёх тысяч картин. Это прежде всего работы испанских мастеров XIIXIX вв.: тридцать пять полотен Эль Греко, пятьдесят — Веласкеса, более ста — Гойи. Богато представлены другие европейские шко­лы XIVXVIII вв.: итальянская (Рафаэль, Тициан, Веронезе, Тинторетто), нидерландская (Босх), фламандская (Ру­бенс, Антонис ван Дейк), французская (Пуссен). Собрание скульптуры Прадо насчитывает триста шестьдесят четыре произведения, главным образом античных. Отдел графи­ки содержит около четырёх тысяч рисунков, значительная часть из них — Гойи.

Мадридская галерея славится отличным состоянием своих экспонатов. Сухой и тёплый испанский климат позво­ляет хранить живопись в идеальных условиях, которые в дру­гих странах достигаются лишь с помощью специального му­зейного оборудования.

Хуан де Вильянуэва. Прадо. 1785—1830 гг. Мадрид.

29

 

 

 

ЖИВОПИСЬ

До второй половины XVI в. Испания была художественной провинцией, её живопись известна в основном по работам слабых подражателей мастерам эпохи Возрождения. Боль­шинство испанских художников настороженно (а порой и неприяз­ненно) воспринимали античное на­следие, считая его чуждой языче­ской культурой, которая ничему не может научить христианского мастера. Деятельность испанских живописцев жёстко контролиро­валась инквизицией (например, запрещалось писать обнажённое женское тело, в изображениях Бого­матери и святых женщин нельзя бы­ло показывать их ноги). Тем не менее почти все великие мастера Ис­пании творили именно в конце XVI XVII вв. Не случайно этот пе­риод называют золотым веком ис­панской живописи.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz