|
В начале XVIII в. на испанском престоле утвердилась
династия Бурбонов. Вкусы двора изменились. Король Филипп V (1700-—1724 гг.) пополнил придворную коллекцию
картинами Никола Пуссена и других французских художников. Во второй половине
столетия просвещённый монарх Карл III (1759—1788 гг.) решил создать в Мадриде
публичный музей. В Новый
музей открылся в В 30—40-е
гг. XIX в. в Испании было закрыто большинство монастырей. Лучшие картины из них
значительно пополнили собрание старой испанской живописи в Прадо. В Музей
организовал ряд крупных выставок в начале XX в. В Сейчас в
Прадо более трёх тысяч картин. Это прежде всего работы испанских мастеров XII—XIX вв.: тридцать пять полотен Эль Греко,
пятьдесят — Веласкеса, более ста — Гойи. Богато представлены другие европейские
школы XIV—XVIII вв.: итальянская (Рафаэль, Тициан, Веронезе, Тинторетто), нидерландская
(Босх), фламандская (Рубенс, Антонис ван Дейк), французская (Пуссен). Собрание
скульптуры Прадо насчитывает триста шестьдесят четыре произведения, главным
образом античных. Отдел графики содержит около четырёх тысяч рисунков,
значительная часть из них — Гойи. Мадридская
галерея славится отличным состоянием своих экспонатов. Сухой и тёплый испанский
климат позволяет хранить живопись в идеальных условиях, которые в других
странах достигаются лишь с помощью специального музейного оборудования. Хуан де Вильянуэва. Прадо. 1785—1830 гг. Мадрид. 29 ЖИВОПИСЬ До второй половины XVI в.
Испания была художественной провинцией, её живопись известна в основном по
работам слабых подражателей мастерам эпохи Возрождения. Большинство испанских
художников настороженно (а порой и неприязненно) воспринимали античное наследие,
считая его чуждой языческой культурой, которая ничему не может научить
христианского мастера. Деятельность испанских живописцев жёстко контролировалась
инквизицией (например, запрещалось писать обнажённое женское тело, в
изображениях Богоматери и святых женщин нельзя было показывать их ноги). Тем
не менее почти все великие мастера Испании творили именно в конце XVI — XVII вв. Не
случайно этот период называют золотым веком испанской живописи. |