|
ЭЛЬ ГРЕКО (1541-1614) Эль Греко — испанское прозвище
художника Доменико Теотокопули, грека по происхождению. Он родился на острове
Крит в Средиземном море, который принадлежал Венецианской республике. Это сказалось
на формировании его как живописца: он испытал влияние и византийских
иконописцев, и мастеров итальянского Возрождения. Эль Греко несколько лет
провёл в Венеции и Риме. Под влиянием Тициана, главы венецианской школы, он
овладел техникой работы с цветом, правилами построения перспективы. Около Монументальное полотно «Погребение
графа Оргаса» (1586— 1587 гг.) написано для церкви Сан-Томе в Толедо. Согласно
местному преданию, в Композиция картины традиционна
для того времени: в нижней части, на земле, совершается погребение, а в
верхней, на небесах, душа графа Оргаса предстаёт перед Христом, Богоматерью и
святыми. Здесь в полной мере проявилось дарование художника: и удивительная Эль Греко. Погребение графа Оргаса.
1586—1587 гг. Церковь Сан-Томе, Толедо. 30 способность создавать образы
мистических видений, и острый глаз портретиста, и великолепное чувство цвета
(особенно хороши золотые одеяния святых на фоне строгих тёмных костюмов
остальных участников церемонии). В этом произведении заключена глубокая идея:
силы земной и небесной Церкви соединяются, чтобы прославить обычного
человека, не совершившего подвигов; жизнь его так же драгоценна, как жития
великих мучеников или святых. В картине «Апостол Андрей и
Святой Франциск Ассизский» (1590— 1595 гг.) Эль Греко поместил рядом ученика
Иисуса Христа и итальянского святого, жившего в XIII в. Тем
самым он обратился к традиции сцен «святого собеседования», широко известных в
итальянской живописи эпохи Возрождения. На подобных картинах изображали
людей, никогда не встречавших друг друга в земной жизни, но, согласно
христианским представлениям, на небесах пребывающих в духовном общении. Апостол
Андрей опирается на косой крест, на котором он был распят, а на руках Святого
Франциска ясно видны стигматы. Таким образом, в сцене собеседования святых
ощущается незримое присутствие Спасителя. Интересно, что в картине нет
характерных для Эль Греко сочных красных или жёлтых пятен; колорит, основанный
на нежных серо-голубых и зелёных тонах, создаёт настроение покоя,
умиротворения. Изображения святых — значительная
часть творческого наследия Эль Греко (это характерно и для всей испанской
живописи в целом). Особенно удавались ему парные композиции, построенные на противопоставлении
разных характеров и темпераментов. В картине «Апостолы Пётр и Павел» ( |