Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

ЭЛЬ ГРЕКО

(1541-1614)

Эль Греко — испанское прозвище художника Доменико Теотокопули, грека по происхождению. Он ро­дился на острове Крит в Средизем­ном море, который принадлежал Венецианской республике. Это ска­залось на формировании его как живописца: он испытал влияние и византийских иконописцев, и мас­теров итальянского Возрождения. Эль Греко несколько лет провёл в Венеции и Риме. Под влиянием Ти­циана, главы венецианской школы, он овладел техникой работы с цве­том, правилами построения пер­спективы.

Около 1577 г. Эль Греко покинул Рим и уехал в Испанию. Официаль­ного признания художник здесь не получил: представленная ко дво­ру картина «Мученичество Святого Маврикия» не понравилась королю Филиппу II. Потерпев неудачу при дворе в Мадриде, Эль Греко посе­лился в Толедо — бывшей столице Испании.

Монументальное полотно «По­гребение графа Оргаса» (1586— 1587 гг.) написано для церкви Сан-Томе в Толедо. Согласно местному преданию, в 1312 г. во время похо­рон графа Оргаса — богатого, но очень скромного и набожного горо­жанина, пожертвовавшего своё со­стояние храму Сан-Томе, — про­изошло чудо: с небес спустились святые Августин и Стефан и сами по­хоронили умершего.

Композиция картины традиционна для того времени: в нижней части, на земле, совершается погре­бение, а в верхней, на небесах, ду­ша графа Оргаса предстаёт перед Христом, Богоматерью и святыми. Здесь в полной мере проявилось да­рование художника: и удивительная

Эль Греко.

Погребение графа Оргаса. 1586—1587 гг. Церковь Сан-Томе, Толедо.

30

 

 

 

способность создавать образы мис­тических видений, и острый глаз портретиста, и великолепное чувст­во цвета (особенно хороши золотые одеяния святых на фоне строгих тёмных костюмов остальных участ­ников церемонии). В этом произве­дении заключена глубокая идея: силы земной и небесной Церкви со­единяются, чтобы прославить обыч­ного человека, не совершившего подвигов; жизнь его так же драго­ценна, как жития великих мучеников или святых.

В картине «Апостол Андрей и Свя­той Франциск Ассизский» (1590— 1595 гг.) Эль Греко поместил рядом ученика Иисуса Христа и итальян­ского святого, жившего в XIII в. Тем самым он обратился к традиции сцен «святого собеседования», ши­роко известных в итальянской жи­вописи эпохи Возрождения. На по­добных картинах изображали людей, никогда не встречавших друг друга в земной жизни, но, согласно христианским представлениям, на небесах пребывающих в духовном общении. Апостол Андрей опирает­ся на косой крест, на котором он был распят, а на руках Святого Франциска ясно видны стигматы. Таким образом, в сцене собеседова­ния святых ощущается незримое присутствие Спасителя. Интересно, что в картине нет характерных для Эль Греко сочных красных или жёл­тых пятен; колорит, основанный на нежных серо-голубых и зелёных тонах, создаёт настроение покоя, умиротворения.

Изображения святых — значи­тельная часть творческого насле­дия Эль Греко (это характерно и для всей испанской живописи в целом). Особенно удавались ему парные композиции, построенные на про­тивопоставлении разных характе­ров и темпераментов. В картине «Апостолы Пётр и Павел» (1614 г.) задумчивость и грусть Петра оттеня­ют горячую энергию и властность Павла.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz