|
тускло-красные одежды
сливаются воедино. И кажется, будто не они, а живая волна подхватила Христа и
несёт Его навстречу молящимся. Даже пригвождённый к кресту, Христос Рубенса не
безответный страдалец, а господин Своей судьбы. Среди произведений Рубенса на
религиозные сюжеты особое место занимает «Последнее причащение Святого
Франциска» в алтаре францисканской церкви Антверпена ( Античная мифология всегда была
для Рубенса источником вдохновения. В картине «Похищение дочерей Левкиппа»
(1619—1620 гг.) привлекает необыкновенно искусная композиция. Все фигуры — похитители,
отчаянно сопротивляющиеся девушки, стремительно рвущиеся кони — объединены по
принципу симметрии. В каждой паре положение одной из фигур в несколько
изменённом виде повторяет другую. Дух напряжённой, яростной
схватки передаёт картина «Битва греков с амазонками» (1б15— 1619 гг.). По небу
проносятся свинцово-сизые и огненные тучи. Скачущая конница напоминает ворох
осенней листвы, подхваченной ветром: пурпурные накидки, лоснящиеся от пота
бока гнедых лошадей, блики на стали доспехов... Бурному движению
противопоставлены неторопливое, спокойное течение реки и устойчивые арки
моста. Это усиливает драма- 46 тизм сцены: мост надёжен, но
слишком мал, чтобы вместить скопище людей и коней. Побеждённые барахтаются в
воде, окрашенной отблесками далёкого пожара. Картина написана стремительными,
энергичными мазками. В Естественно, справиться с
таким количеством заказов в одиночку Рубенс не мог. Но у него ещё с первых лет
пребывания в Антверпене было достаточно учеников, которые помогали ему и в то
же время постигали на практике приёмы его искусства. Работа над картиной была
надёжно отлажена. Сначала Рубенс Питер Пауэл Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа. 1619—1620 гг. Старая пинакотека, Мюнхен. Питер Пауэл Рубенс. Битва греков с амазонками.
1615—1619 гг. Старая пинакотека, Мюнхен. *В древнегреческой мифологии
сыновья бога Зевса, близнецы Кастор и Полидевк, соперничавшие со своими
двоюродными братьями, похитили их невест — дочерей царя Левкиппа. |