Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Главная Следующая

ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ

В 1581 г. жители Северных Нидерландов после многолетней войны за освобождение из-под власти Испании провозгласили независимую Респуб­лику Соединённых провинций. Среди них в хозяйственном и культурном отношении лидировала Голландия, поэтому так вскоре стали называть и всю страну. Общественное устройство новых Нидерландов мало изменилось в сравнении с XVI в., но в духовной жизни последовали значительные пере­мены. Государственной религией стал кальвинизм. Это вероучение не при­знавало икон и вообще церковного искусства.

Голландским художникам поневоле пришлось отказаться от религиозных тем и искать новые. Они обратились к окружавшей их действительности, буд­ничным событиям, происходившим изо дня в день в соседней комнате или на соседней улице. Да и заказчики — чаще не вельможи, а малообразован­ные бюргеры — больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые».

Картины стали рыночным товаром, и благосостояние живописца всеце­ло зависело от умения угодить заказчику. Поэтому художник всю жизнь со­вершенствовался в определённом жанре. Настроение, которым проникну­ты произведения голландской школы, и даже их небольшой, как правило, формат говорят о том, что многие из них предназначались не для дворцов, а для скромных гостиных и были адресованы простому человеку.

ФРАНС ХАЛС

(между 1581 и 1585—1666)

Франс Халс, прославившийся преж­де всего как портретист, был выход­цем из Фландрии: он родился в Ант­верпене в семье ткача. С приходом испанцев его родители, подобно тысячам соотечественников, пере­брались на север и обосновались в Харлеме. Здесь Халс обучался жи­вописи и в 1610 г. получил звание мастера — стал членом гильдии Святого Луки.

В 1612—1615 гг. Халс служил ря­довым в стрелковой роте Святого Георгия, а по окончании службы бывшие командиры предложили ему написать их групповой портрет (1616 г.). Художник запечатлел стрел­ков во время традиционного банке­та. Здесь царит порядок. Офице­ры — солидные мужчины средних лет, затянутые в чёрные мундиры и с яркими шарфами через плечо, — восседают вокруг стола; рядом сто­ят трое молодых знаменосцев и слуга. Старшие чины заняты непри­нуждённой, неторопливой беседой

(спешить им некуда, ведь подобные банкеты продолжались по несколь­ку дней), младшие почтительно мол­чат. Характеры всех персонажей — от толстого благодушного капитана до молодцеватого щёголя-знаменосца — переданы Франсом Халсом яр­ко и глубоко. Особенно оживляют композицию приветливые или недо­верчивые взгляды стрелков, обращённые прямо на зрителя.

Франс Халс.

Офицеры стрелковой

роты Святого Георгия.

1616 г.

Музей Франса Халса,

Харлем.

*Кальвинизм — течение в протестантизме. Назван по имени его основателя — французского богослова Жана Кальвина (1509-1564).

63

 

 

 

Франс Халс.

Семейный портрет Исаака Массы и его жены.

Около 1622 г. Риксмузей, Амстердам.

Франс Халс.

Весёлое

общество.

Между 1616

и 1620 гг.

Музей

Метрополитен,

Нью-Йорк.

В том же 1б1б г. художник напи­сал портрет торговца рыбой Корнелиса ван дер Морсха. Семидесятитрёхлетний старик, представитель знатной фамилии, изображён с корзинкой селёдок. Он бойко расхвали­вает свой товар. Эта странная, далё­кая от бюргерской чопорности ком­позиция говорит не только о его профессии, но и о репутации завзя­того острослова (нидерландское вы­ражение «предложить кому-нибудь селёдку» означает «высмеять»). Тём­ный фон портрета оживляет задор­ная надпись: «Кто желает?».


Главная Следующая
 
Хостинг от uCoz