|
ИСКУССТВО
ГОЛЛАНДИИ В Голландским художникам
поневоле пришлось отказаться от религиозных тем и искать новые. Они обратились
к окружавшей их действительности, будничным событиям, происходившим изо дня в
день в соседней комнате или на соседней улице. Да и заказчики — чаще не
вельможи, а малообразованные бюргеры — больше всего ценили произведения
искусства за то, что они «совсем как живые». Картины стали рыночным
товаром, и благосостояние живописца всецело зависело от умения угодить
заказчику. Поэтому художник всю жизнь совершенствовался в определённом жанре.
Настроение, которым проникнуты произведения голландской школы, и даже их
небольшой, как правило, формат говорят о том, что многие из них предназначались
не для дворцов, а для скромных гостиных и были адресованы простому человеку. ФРАНС ХАЛС (между 1581
и 1585—1666) Франс Халс, прославившийся
прежде всего как портретист, был выходцем из Фландрии: он родился в Антверпене
в семье ткача. С приходом испанцев его родители, подобно тысячам соотечественников,
перебрались на север и обосновались в Харлеме. Здесь Халс обучался живописи и
в В 1612—1615 гг. Халс служил рядовым
в стрелковой роте Святого Георгия, а по окончании службы бывшие командиры
предложили ему написать их групповой портрет ( (спешить им некуда, ведь
подобные банкеты продолжались по нескольку дней), младшие почтительно молчат.
Характеры всех персонажей — от толстого благодушного капитана до молодцеватого
щёголя-знаменосца — переданы Франсом Халсом ярко и глубоко. Особенно оживляют
композицию приветливые или недоверчивые взгляды стрелков, обращённые прямо на
зрителя. Франс Халс. Офицеры стрелковой роты Святого Георгия. Музей Франса Халса, Харлем. *Кальвинизм — течение в
протестантизме. Назван по имени его основателя — французского богослова Жана
Кальвина (1509-1564). 63 Франс Халс. Семейный портрет Исаака
Массы и его жены. Около Франс Халс. Весёлое общество. Между 1616 и 1620 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. В том же 1б1б г. художник написал
портрет торговца рыбой Корнелиса ван дер Морсха. Семидесятитрёхлетний старик,
представитель знатной фамилии, изображён с корзинкой селёдок. Он бойко расхваливает
свой товар. Эта странная, далёкая от бюргерской чопорности композиция говорит
не только о его профессии, но и о репутации завзятого острослова
(нидерландское выражение «предложить кому-нибудь селёдку» означает
«высмеять»). Тёмный фон портрета оживляет задорная надпись: «Кто желает?». |