|
Ряд работ Халса 1616—1620 гг.
посвящён теме весёлых пирушек и карнавального разгула — сам он определённо был
любителем шумных застолий (до наших дней в архивах сохранились счета, предъявленные
художнику за съеденных его семьёй жареных быков). Герои его «Весёлого общества»
(между 1б1б и 1620 гг.) — участники масленичного гулянья. Старый пьяница с
ожерельем из цветов, колбас, селёдок, стручкового гороха на шее и молодая
бойкая красотка представляют встречу Зимы с Весной. Багровая физиономия
старика и пунцовое платье девушки с белоснежными, затейливого плетения
кружевами ярко выделяются на фоне беснующихся фигур ряженых с лицами, вымазанными
сажей. Халс работал быстро — его живопись
однослойна. В те времена художники вначале наносили на грунт ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ Традиция
группового портрета зародилась на севере Нидерландов ещё в XV в. В 30-х гг. XVI в. появились большие полотна, запечатлевшие
торжественные собрания различных общин и объединений, прежде всего офицеров
стрелковых гильдий — отрядов гражданской гвардии, набиравшихся из местных
жителей для охраны городов. Раз в три-четыре года личный состав таких рот
обновлялся, и город устраивал банкет в честь отслуживших свой срок ветеранов.
Командиры стрелков, назначавшиеся из местной знати, обычно заказывали групповой
портрет. Работу живописца оплачивали сообща, причём тот, кто вносил больше
денег, изображался на самом видном месте. Портреты
стрелков начала XVI в. перелают дух сурового и торжественного единения боевых товарищей. К
концу столетия его сменила атмосфера весёлого, бесшабашного застолья. Стрелки
поднимают кубки и бурно жестикулируют. Однако все лица спокойны и замкнуты —
похоже, что художник писал своих заказчиков поодиночке, а затем просто
«составил» из их фигур сцену пиршества. Один современник сравнил такие
портреты с игральными картами. В начале XVII столетия в голландском групповом портрете
появились новые персонажи: старшины ремесленных гильдий — синдики; попечители
различных благотворительных учреждений (больниц, приютов) — регенты. Кроме
того, художники стали изображать хирургов во время лекций знаменитых врачей,
такие портреты назывались «анатомии». 64 линии рисунка, затем покрывали
его красочными пятнами и наконец «оживляли» намеченные формы бликами и тенями,
выписывали мелкие детали. Халс блестяще справлялся со всеми этими задачами
сразу. Кисть мастера безошибочно точна: каждый волосок, ямочка, складка
воротника его моделей изображены особым, всегда неповторимым мазком. Он
предпочитал неяркие, но тёплые тона: все оттенки коричневого, розовый, жёлтый. Для заработка Халс нередко
писал портреты зажиточных сограждан. Таков «Семейный портрет Исаака Массы и его
жены» (около |