Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Ряд работ Халса 1616—1620 гг. посвящён теме весёлых пирушек и карнавального разгула — сам он определённо был любителем шум­ных застолий (до наших дней в ар­хивах сохранились счета, предъяв­ленные художнику за съеденных его семьёй жареных быков). Герои его «Весёлого общества» (между 1б1б и 1620 гг.) — участники масле­ничного гулянья. Старый пьяница с ожерельем из цветов, колбас, селё­док, стручкового гороха на шее и молодая бойкая красотка представ­ляют встречу Зимы с Весной. Багро­вая физиономия старика и пунцовое платье девушки с белоснежными, затейливого плетения кружевами ярко выделяются на фоне бесную­щихся фигур ряженых с лицами, вы­мазанными сажей.

Халс работал быстро — его жи­вопись однослойна. В те времена ху­дожники вначале наносили на грунт

ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ

Традиция группового портрета зародилась на севере Нидерлан­дов ещё в XV в. В 30-х гг. XVI в. появились большие полотна, за­печатлевшие торжественные собрания различных общин и объе­динений, прежде всего офицеров стрелковых гильдий — отрядов гражданской гвардии, набиравшихся из местных жителей для охраны городов. Раз в три-четыре года личный состав таких рот обновлялся, и город устраивал банкет в честь отслуживших свой срок ветеранов. Командиры стрелков, назначавшиеся из местной знати, обычно заказывали групповой портрет. Работу живопис­ца оплачивали сообща, причём тот, кто вносил больше денег, изо­бражался на самом видном месте.

Портреты стрелков начала XVI в. перелают дух сурового и тор­жественного единения боевых товарищей. К концу столетия его сменила атмосфера весёлого, бесшабашного застолья. Стрелки поднимают кубки и бурно жестикулируют. Однако все лица спо­койны и замкнуты — похоже, что художник писал своих заказ­чиков поодиночке, а затем просто «составил» из их фигур сце­ну пиршества. Один современник сравнил такие портреты с игральными картами.

В начале XVII столетия в голландском групповом портрете по­явились новые персонажи: старшины ремесленных гильдий — синдики; попечители различных благотворительных учреждений (больниц, приютов) — регенты. Кроме того, художники стали изо­бражать хирургов во время лекций знаменитых врачей, такие портреты назывались «анатомии».

64

 

 

 

линии рисунка, затем покрывали его красочными пятнами и наконец «оживляли» намеченные формы бликами и тенями, выписывали мел­кие детали. Халс блестяще справлял­ся со всеми этими задачами сразу. Кисть мастера безошибочно точна: каждый волосок, ямочка, складка воротника его моделей изображены особым, всегда неповторимым маз­ком. Он предпочитал неяркие, но тёплые тона: все оттенки коричне­вого, розовый, жёлтый.

Для заработка Халс нередко писал портреты зажиточных сограждан. Таков «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (около 1622 г.). Купец Исаак Масса был одним из ин­тереснейших людей Харлема: он много путешествовал, долго жил в да­лёкой России, не раз выступал в ро­ли посредника в русско-голландских дипломатических связях. Муж и же­на сидят в парке у подножия дуба, оплетённого вьюнком (аллегория су­пружества). Чета Масса — истинные голландские бюргеры: они располо­жились с удобством, ничуть не забо­тясь о внешнем изяществе.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz