|
В 20-х гг. мастер снова
выполнил на заказ портреты стрелковых гильдий Харлема. По сравнению с героями
группового портрета Другой групповой портрет Иного рода персонажи запечатлены
на групповом портрете изменился. Тёмные фигуры
образуют вокруг стола замкнутое кольцо. Лица регентов серьёзны и бесстрастны:
здесь царит взаимопонимание, но, кажется, почти не звучит живая речь —
собравшиеся объясняются взглядами, жестами. Преобразилась и манера письма
Халса: она стала более сдержанной и строгой. Мастер чаще использует серый и
чёрный цвета. Но и они таят в себе несметные возможности, недаром голландский
художник Винсент Ван Гог отмечал, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати
семи различных оттенков чёрного». Многочисленным портретам,
созданным Халсом в 40-е гг., свойственна Франс Халс. Офицеры стрелковой роты
Святого Георгия. Франс Халс. Регенты госпиталя Святой
Елизаветы в Харлеме. 65 Франс Халс. Регентши
приюта для престарелых в Харлеме. Около Музей Франса Халса,
Харлем. Франс Халс. Цыганка. 1628—1630 гг. Лувр, Париж. Это один
из самых обаятельных образов Халса. Портрет безымянной девушки мастер набросал
смелыми и меткими штрихами. Таким образом ему удалось живо передать не только
черты лица, но и движения, мимику непоседливой героини. глубина психологических
характеристик. Таков портрет Яспера Схаде ван Веструма, судьи из Утрехта, написанный
около Основная тема позднего творчества
Халса — усталость, внутренняя неудовлетворённость, горечь разочарований. Около
1бб4 г. он написал по заказу правления городского приюта для престарелых два
больших портрета: регентш и регентов этого заведения. Силуэты пяти старух в
чёрных платьях резко выделяются на фоне шоколадного цвета стен. Художник
показывает старость без прикрас: пергаментные лица, запавшие глаза, сухие
губы, бессмысленная злоба, печаль об ушедших годах... Его героини уже
распростились с красотой, бодростью, желанием жить — со всем тем, что Халс
привык ценить в человеке. И всё же они упорно стремятся сохранить свои черты
для будущих поколений. На втором портрете фигуры регентов
в чёрном почти сливаются с тёмным фоном. Их лица — и старые, и сравнительно
молодые — одинаково бесформенны, дряблы и безучастны. Модный наряд одного из
регентов выглядит как пародия в этом царстве угасания и распада. Художник
писал своих персонажей слабеющей рукой, чудом сохраняя чувство формы. |