Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В 20-х гг. мастер снова выполнил на заказ портреты стрелковых гиль­дий Харлема. По сравнению с геро­ями группового портрета 1616 г. стрелки роты Святого Адриана, изо­бражённые в 1623—1627 гг., держат­ся более раскованно, «без чинов». Особое достоинство этой картины заключается в тонкой гармонии кра­сок. Коричневато-розовый тон стен объединяет всё: глубокие чёрные пятна камзолов и шляп, сверкающую белизну воротников, пёстрые крас­ки шарфов и знамён.

Другой групповой портрет 1627 г. изображает стрелков роты Святого Георгия. Наиболее выразителен ка­питан, который сидит вполоборота к зрителю и держит перевёрнутый бокал, требуя новой порции вина. Мы сразу же встречаемся взглядом с этим лихим весельчаком.

Иного рода персонажи запечатле­ны на групповом портрете 1641 г. — регенты (попечители) харлемского госпиталя Святой Елизаветы. Это всё те же бюргеры, но их нрав сильно

изменился. Тёмные фигуры образу­ют вокруг стола замкнутое кольцо. Лица регентов серьёзны и бесстраст­ны: здесь царит взаимопонимание, но, кажется, почти не звучит живая речь — собравшиеся объясняются взглядами, жестами. Преобразилась и манера письма Халса: она стала бо­лее сдержанной и строгой. Мастер чаще использует серый и чёрный цвета. Но и они таят в себе несмет­ные возможности, недаром голланд­ский художник Винсент Ван Гог от­мечал, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков чёрного».

Многочисленным портретам, созданным Халсом в 40-е гг., свойственна

Франс Халс.

Офицеры стрелковой роты Святого Георгия. 1627 г. Музей Франса Халса, Харлем.

Франс Халс.

Регенты госпиталя Святой Елизаветы в Харлеме. 1641 г. Музей Франса Халса, Харлем.

65

 

 

Франс Халс. Регентши приюта для престарелых в Харлеме. Около 1664 г.

Музей Франса Халса, Харлем.

Франс Халс.

Цыганка.

1628—1630 гг.

Лувр, Париж.

Это один из самых обаятельных образов Халса. Портрет безымянной девушки мастер набросал смелы­ми и меткими штрихами. Таким образом ему удалось живо передать не только черты лица, но и движения, мимику непоседливой героини.

глубина психологических характе­ристик. Таков портрет Яспера Схаде ван Веструма, судьи из Утрехта, напи­санный около 1645 г. На его молодом умном, но вялом лице блуждает пе­чальная улыбка, словно он скрывает опасную болезнь.

Основная тема позднего творче­ства Халса — усталость, внутренняя неудовлетворённость, горечь разоча­рований. Около 1бб4 г. он написал по заказу правления городского при­юта для престарелых два больших портрета: регентш и регентов этого заведения. Силуэты пяти старух в чёрных платьях резко выделяются на фоне шоколадного цвета стен. Ху­дожник показывает старость без прикрас: пергаментные лица, запав­шие глаза, сухие губы, бессмыс­ленная злоба, печаль об ушедших годах... Его героини уже распрости­лись с красотой, бодростью, жела­нием жить — со всем тем, что Халс привык ценить в человеке. И всё же они упорно стремятся сохранить свои черты для будущих поколений.

На втором портрете фигуры ре­гентов в чёрном почти сливаются с тёмным фоном. Их лица — и старые, и сравнительно молодые — одина­ково бесформенны, дряблы и без­участны. Модный наряд одного из регентов выглядит как пародия в этом царстве угасания и распада. Ху­дожник писал своих персонажей слабеющей рукой, чудом сохраняя чувство формы.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz