Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной ви­трине. В подобных картинах дета­ли наделены символическим зна­чением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино­град — об искупительной жертве

Христа. Раковина — оболочка, оставленная когда-то жившим в ней существом, увядшие цветы — символ смерти. Бабочка, родивша­яся из кокона, означает воскресе­ние. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590—1656).

У художников следующего по­коления веши уже не столько напо­минают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания само­стоятельных художественных обра­зов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Харлемский живописец Питер Клас (1597—1661) тонко и умело под­чёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное сосед­ство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 — около  1680) царит живописный беспорядок. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к кото­рой едва притронулись, — всё здесь напоминает о недавнем при­сутствии человека. Картины ожив­лены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Зав­трак с крабом», 1648 г.).

Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. На картинах Абрахама ван Бейерена (1620 или 1621—1690) и Виллема Калфа (1622—1693) изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Здесь и чеканное серебро, и бело-голубой фаянс, и кубки из мор­ских раковин, цветы, виноградные грозди, полуочищенные плоды.

Питер Клас. Завтрак с ветчиной. 1647 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

68

 

 

 

Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с цветами яблони. 1635 г.

Государственные музеи, Берлин.

Биллем Клас Хеда. Завтрак с крабом. 1648 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Биллем Калф. Десерт. Около 1659 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

69

 

Рембрандт ван Рейн.

Флора. 1634 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Рембрандт ван Рейн.

Автопортрет с Саскией на коленях. 1635 г. Картинная галерея, Дрезден.

на коленях. Его лицо, обращённое к зрителю, излучает заразительное ве­селье, а Саския лишь сдержанно улыбается. На супругах живопис­ные костюмы XVI в. — Рембрандт охотно покупал у антикваров ста­ринные наряды и переодевал в них свои модели.

Рембрандт встретил 40-е гг. XVII в. хозяином роскошного особняка, вместившего собрание картин, уни­кальную коллекцию драгоценностей, восточных тканей, старинного ору­жия и прочих диковин. У него было множество учеников.

В 1642 г. Рембрандт выполнил большой заказ — картину «Выступ­ление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока». Отряд под предводительством бравого капита­на выходит из тёмной арки в поло­су яркого солнечного света. Стрелки

не позируют для парадного портре­та — все словно застигнуты врас­плох. В группу военных вклинива­ются случайные прохожие — вместо шестнадцати заказчиков Рембрандт изобразил тридцать четыре фигуры. Однако, несмотря на сутолоку, дви­жения капитана Кока спокойны и властны. С ним беседует низенький лейтенант в жёлтом колете. Его кос­тюм выделяется солнечным пятном среди чёрных и тёмно-красных одежд остальных персонажей. Ещё более сильное сияние исходит от фигурки маленькой девочки, кото­рая бросает из толпы цепкий взгляд на зрителя. В чертах её лица есть сходство с Саскией. В 1642 г. Ремб­рандт овдовел. Возможно, переживая утрату любимой женщины, худож­ник и ввёл в своё произведение эту загадочную героиню.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz