|
В
натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом
порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах детали
наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а
виноград — об искупительной жертве Христа.
Раковина — оболочка, оставленная когда-то жившим в ней существом, увядшие цветы
— символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы,
например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590—1656). У
художников следующего поколения веши уже не столько напоминают об отвлечённых
истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов.
В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту.
Харлемский живописец Питер Клас (1597—1661) тонко и умело подчёркивает
своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное
соседство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 —
около 1680) царит живописный беспорядок.
Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные
предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, — всё здесь напоминает
о недавнем присутствии человека. Картины оживлены многообразными световыми
пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с
крабом», Во второй
половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным
и многокрасочным. На картинах Абрахама ван Бейерена (1620 или 1621—1690) и
Виллема Калфа (1622—1693) изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и
экзотических фруктов. Здесь и чеканное серебро, и бело-голубой фаянс, и кубки
из морских раковин, цветы, виноградные грозди, полуочищенные плоды. Питер Клас. Завтрак с ветчиной. 68 Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с цветами яблони. Государственные музеи, Берлин. Биллем Клас Хеда. Завтрак с крабом. Биллем Калф. Десерт. Около Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. 69 Рембрандт ван Рейн. Флора. Рембрандт ван Рейн. Автопортрет с Саскией на
коленях. на коленях. Его лицо,
обращённое к зрителю, излучает заразительное веселье, а Саския лишь сдержанно
улыбается. На супругах живописные костюмы XVI в. —
Рембрандт охотно покупал у антикваров старинные наряды и переодевал в них свои
модели. Рембрандт встретил 40-е гг. XVII в.
хозяином роскошного особняка, вместившего собрание картин, уникальную
коллекцию драгоценностей, восточных тканей, старинного оружия и прочих
диковин. У него было множество учеников. В не позируют для парадного
портрета — все словно застигнуты врасплох. В группу военных вклиниваются
случайные прохожие — вместо шестнадцати заказчиков Рембрандт изобразил тридцать
четыре фигуры. Однако, несмотря на сутолоку, движения капитана Кока спокойны и
властны. С ним беседует низенький лейтенант в жёлтом колете. Его костюм
выделяется солнечным пятном среди чёрных и тёмно-красных одежд остальных
персонажей. Ещё более сильное сияние исходит от фигурки маленькой девочки, которая
бросает из толпы цепкий взгляд на зрителя. В чертах её лица есть сходство с
Саскией. В |