|
Тогда, как и в лейденские
годы, Рембрандт писал особенно много портретов, причём сам выбирал модели, а
не ждал, пока заказчики выберут его. Художнику позировали родственники,
соседи, случайные знакомые. Среди прочих он обессмертил неизвестного пожилого
человека («Старик в красном», 1652— 1654 гг.). Богатое событиями прошлое
героя отразилось в его чертах. В отличие от Халса для Рембрандта старость не
крушение человеческой жизни, а достойное её завершение. Портрет сына Рембрандта
Титуса за чтением ( Рембрандт ван Рейн. Автопортрет. Музей Вальраф-Рихауз, Кёльн. Это один
из последних автопортретов Рембрандта (всего их сохранилось около
шестидесяти). Широкими золотистыми мазками на тёмном фоне выписано то ли
плачущее, то ли смеющееся лицо старика — почти призрак, готовый раствориться
во тьме. Рембрандт ван Рейн.
Портрет Хендрикьё Стоффелс. 1656—1657 гг. Музей Далем, Берлин. 74 лем — яркое воплощение ещё не
сформировавшейся личности, живущей книгами и мечтами. По заворожённому,
полудетскому, с опущенными глазами липу бегут золотистые зайчики света
вперемежку с бархатными тенями. Мастер выделяет светом те черты сына, которые
напоминают ему о покойной Саскии: самозабвенно шепчущие губы, вздёрнутый нос,
рыжеватые кудри. Портрет Хендрикьё Стоффелс
(1656—1657 гг.) не так поэтичен, но тоже овеян сильным тёплым чувством. Её
фигура в домашнем платье появляется в проёме окна. Спокойный мягкий взгляд
словно приветствует вернувшегося домой мужа. В 1657—1660 гг. разразилась катастрофа:
Рембрандт был объявлен банкротом, его дом продали, имущество и коллекции за
бесценок пошли с молотка. Художнику пришлось перебраться в дешёвую квартиру.
В эти годы его поддержали верная Хендрикьё и Титус, который начал торговать
произведениями искусства и вскоре пригласил отца в поставщики. Мир мыслей и переживаний Рембрандта
в эту тяжёлую пору раскрывается в трагическом автопортрете Мастер изобразил своё лицо
крупным планом, как бы оставаясь наедине со зрителем. Его черты освещает яркий
сноп света: морщины, жилки, складки напоминают о пережитом, это шрамы от
ударов судьбы. Навстречу беспощадному свету обращён прямой и твёрдый взгляд
больших тёмных глаз — в них читается несломленная воля. В работах последних лет Рембрандт
достиг высочайшей человечности, его образы ярки и глубоки. В Картина «Возвращение блудного
сына» (1668—1669 гг.) завершает творческий путь Рембрандта. В ней художник
говорит о всепрощающей любви и силе раскаяния. Рухнувший на колени, измученный
бродяга и полуслепой старик, положивший ему на плечи слабые руки, молчат,
даже не смотрят друг на друга, но они безмерно близки. Мастер Рембрандт ван Рейн. Еврейская невеста. |