|
Риксмузей, Амстердам. 75 ПЕЙЗАЖ В 10-х гг.
XVII столетия в
Харлеме сформировалась школа пейзажа. Её видными представителями были Эсайас
ван де Велде (около 1590—1630), Питер Молейн (1595—1661), Ян ван Гойен
(1596—1656) и Саломон ван Рёйсдал (около 1600—1670). В отличие от мастеров XVI в. они отказались от захватывающих панорам
и сосредоточили всё внимание на скромных уголках сельской местности — лощине,
деревенской хижине или просто одиноком дереве. Значительную часть живописного
пространства занимает небо — обычно низкое, неяркое, с несущимися, клубящимися
облаками, сквозь которые иногда пробивается скупой солнечный свет. По-видимому,
уроженцем Харлема был и Херкюлес Сегерс (1589 или 1590 — 1638), работавший во
многих городах Голландии. Щемящим чувством одиночества проникнут его «Вид
Рёнена» (около Ян ван Гойен. Пейзаж с дубом. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Херкюлес Сегерс. Лесная дорога. Офорт. Херкюлес Сегерс. Пейзаж с двумя колокольнями. Офорт. 76 Помимо
живописи Сегерс занимался гравюрой. Каждый его лист — неповторимое, оригинальное
произведение искусства. В ночных пейзажах («Большое дерево», «Руина») яркие
блики образуют на тёмном фоне сложный рисунок и создают иллюзию серебристого
мерцания лунного света. Во второй
половине XVII столетия величественные панорамы вновь вытеснили с полотен скромный
пейзаж. Выдающимся мастером этого периода был Якоб ван Рёйсдал (1628 или 1629—
1682), племянник С. ван Рёйсдала, работавший в Харлеме и Амстердаме. Мастер
стремился запечатлеть переходные состояния в природе: приближение непогоды,
радугу после грозы, оттепель («Зима», 60-е гг. XVII в.; «Еврейское кладбище», 1665—1670 гг.;
«Ветряная мельница в Вейке», около Картина
«Еврейское кладбище» принадлежит к позднему периоду творчества Я. ван
Рёйсдала, когда больной мастер уже не покидал города, но продолжал писать по
памяти сельскую природу. В те годы он вспомнил о еврейском кладбище близ
Амстердама (надгробия, запёчатлённые на его картине, сохранились по сей день).
Вероятно, эти странно выглядящие пол северным небом гробницы в виде пирамид
заставили художника задуматься о переменчивой судьбе людей и народов. Рёйсдал
ввёл в кладбищенский пейзаж вымышленные детали: развалины храма, бурный поток.
Он превратил своё произведение в «аллегорию жизни человеческой» — так и
называлась картина в XVII в. Здесь почти всё имеет скрытый смысл: ручей символизирует быстротекущее
время; сломанное дерево, гробницы, руины — смерть, властвующую над природой,
людьми и царствами; радуга (по Библии, впервые появившаяся после Всемирного
потопа в знак союза Бога с людьми) — надежду. Якоб ван Рёйсдал. Еврейское кладбище. 1665—1670 гг. Картинная галерея, Дрезден. Якоб ван Рёйсдал. Болото. 60-е гг. XVII
в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. 77 поместил их фигуры на стыке
живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но
по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног
коленопреклонённого сына). Стёртые ступни и развалившиеся башмаки несчастного
скитальца рассказывают о его долгом и трудном пути. |