Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Во второй трети XVIII столетия в итальянскую архитектуру постепен­но проникают веяния неокласси­цизма. Это можно увидеть в облике реконструированной раннехристи­анской базилики Сан-Джованни ин Латерано в Риме (1735 г., архи­тектор Алессандро Галилеи), возве­дённой ещё в IV в. при жизни им­ператора Константина Великого. В интерьере обновлённой базилики преобладают черты позднего ба­рокко — роскошь и помпезность. А в фасаде воплотилось стремление к упорядоченным, гармоничным и строгим формам. Лёгкая и изящная скульптура в стиле барокко венчает верхнюю балюстраду. Такое завер­шение делает Сан-Джованни ин Латерано похожей на собор Святого Петра — два римских храма словно вступают в диалог.

Черты зарождающегося неоклас­сицизма видны и в обновлённом фасаде базилики V в. Санта-Мария Маджоре (1734—1750 гг., архитектор Фердинандо Фуга), хотя изобилие скульптуры и лепного убранства на­поминает о традициях барокко.

Раскопки в Помпеях и Геркулану­ме и издание в 1764 г. в Риме капи­тального труда «История искусства древности» немецкого теорети­ка  искусства  Иоганна  Иоахима

 

Алессандро Спекки, Франческо де Санктис.

Лестница на площади Испании. 1721—1725 гг. Рим.

Алессандро Галилеи.

Церковь Сан-Джованни ин Латерано. 1735 г. Рим.

*Балюстрада (франц. balustrade) — ограждение, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых перилами.

**Базилика (от греч. «базилике» — «царский дом») — прямоугольное в плане здание, разделённое внутри столбами или колоннами на продольные части — нефы.

124

 

 

 

«ТЮРЬМЫ»

ДЖОВАННИ БАТТИСТЫ ПИРАНЕЗИ

Итальянский архитектор Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778) прославился не осуществлёнными по­стройками, а гравюрами и рисунками. Он вообще счи­тал, что современные ему архитектурные идеи могут быть воплощены лишь в рисунках. Пиранези создал сот­ни гравюр с видами Рима, проектов воображаемых зда­ний и архитектурных фантазий. Самыми загадочными среди них были «Тюрьмы», впервые изданные в 1745 г. и повторно около 1 760 г.

На этих гравюрах изображён странный мир. Сна­чала кажется, что перед зрителем интерьеры каких-то гигантских зданий, однако здесь не видно ни одного окна. Нагромождённые друг на друга подвесные мос­ты, лестницы, башенки, непонятные конструкции запол­нены орудиями пыток и крошечными фигурками людей, которые карабкаются по стенам и лестницам или сну­ют в разных направлениях. «Тюрьмы» освещены зага­дочным светом, источник его неясен.

Особую роль играют здесь лестницы — зритель не видит, куда они ведут, где начинаются и где закан­чиваются. Вместе с тем они, образуя множество пере­секающихся перспектив, запутывают пространство по­добно лабиринту. Лестницы Пиранези несут в себе глубокий смысл, они обозначают «верх» и «низ», рай и преисподнюю; лестница, неустойчивая сама по себе, является символом неопределённости и страха.

«Тюрьмы» Пиранези имели множество истолкова­ний. Одни видели в них изображение ада, другие — наркотические галлюцинации, третьи — театральные декорации. Современник Пиранези французский архи­тектор Этьен Луи Булле назвал их «сумасбродствами» и «снами».


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz