Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

Мрачная атмосфера присуща таким обычным для мас­тера сюжетам, как богослужения или сцены из повседнев­ной жизни монастырей. В людях, слушающих проповеди или молящихся, он видит прежде всего суровую одержи-

 

 

Алессандро Маньяско. Обучение сороки. 1703—1711 гг.

Галерея Уффици, Флоренция.

мость. На современников живопись Маньяско производи­ла очень сильное впечатление.

В небольших по размерам работах Пьетро Лонги (1702—1785) показаны досуг и развлечения венецианцев: они танцуют, музицируют, веселятся на карнавале. Карна­вал — особая тема в творчестве Лонги. На многих полот­нах (наиболее известны «Носорог», 1751 г.; «Маски и про­давец фруктов», 1744 г.) Венеция напоминает большую сценическую площадку. Любое прозаическое действие — прогулка, покупка фруктов и т. д. — здесь приобретает странную, почти фантастическую театральность.

Пьетро Лонги. Носорог. 1751 г. Палаццо Редзонико, Венеция.

Творчество Тьеполо связано с традицией барокко и по форме, и по духу: захватывающее ощущение чуда пронизывает все его работы.

ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ

Большинство итальянских худож­ников-пейзажистов работали в жан­ре ведуты {итал. veduta) — город-

ского архитектурного пейзажа. В этом жанре можно выделить два на­правления. Одно из них представ­ляют венецианцы Каналетто (на­стоящее имя Джованни Антонио Каналь, 1697—1768) и его племян­ник Бернардо Беллотто (1720— 1780). Произведения Каналетто — это развёрнутые панорамные виды Венеции, в которых мастер тща­тельно передаёт все природные и

131

 

 

 

Каналетто.

Венеция, площадь Сан-Марко, вид на собор Сан-Марко. 1723 г. Собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано.

Каналетто.

Дворец дожей и площадь Сан-Марко. 1723 г. Галерея Уффици, Флоренция.

архитектурные красоты города. Как правило, он писал центральную часть Венеции — площадь Сан-Марко с собором, Большой канал. На лучших полотнах Каналетто го­род словно омывают потоки золо­тистого, пронизанного солнечным

светом воздуха. В пейзаж художник обычно включал красочные сцены регаты, торжественных шествий или прогулок нарядных венеци­анцев. Главное для Каналетто — ощущение жизни родного города как вечного праздника.

132

 

 

 

 

Работы Бернардо Беллотто пере­кликаются с произведениями Каналетго — те же гладкая манера живо­писи, ровное солнечное освещение и внимание к архитектурным дета­лям. В суховатой точности город­ских видов Беллотто многое напоми­нает современную фотографию. Художник постоянно путешествовал, работал в Вене, Дрездене, несколько лет прожил в Польше. Его пейзажи сейчас обладают не только художественной, но и исторической ценно­стью — они воссоздают утраченный ныне облик городов с любовью и по­разительной точностью.

К другому направлению в италь­янской ведуте, которое часто назы­вают романтическим, принадлежит творчество венецианского мастера Франческо Гварди (1712 — 1793). Помимо видов центра Венеции он начал писать маленькие улочки и  неприметные,  неприглядные

Бернардо Беллотто.

Дрезден с правого берега Эльбы. 1748 г. Картинная галерея, Дрезден.

Бернардо Беллотто.

Вид Цвингера. 1749—1753 гг. Картинная галерея, Дрезден.

133

 

 

 

Франческо Гварди.

Дворец дожей. Национальная галерея, Лондон.

Франческо Гварди.

Венецианский дворик. 70-е гг. XVIII в.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина,

Москва.

кварталы. Его картины были, как правило, небольшими и имели вер­тикальный формат (мастер не стре­мился создавать широкие панорам­ные виды). Яркий пример такого пейзажа — «Венецианский дворик» (70-е гг.). Здесь краски положены мелкими мазками, фигуры людей утратили контуры, освещение рас­сеянное и тускловатое. Благодаря такой манере мир венецианских трущоб и заброшенных бедных кварталов обрёл чарующее, волшеб­ное обаяние. Иногда эти маленькие пейзажи Франческо Гварди напол­нены пронзительной печалью, иногда — нежностью и теплом.

Обширные творческие связи итальянских мастеров XVIII в. с ху­дожниками из многих стран Европы способствовали становлению наци­ональных школ, влияли на развитие стилей и индивидуальной манеры живописцев. В XVIII в. Италия нашла свой путь в искусстве, оставаясь по-прежнему открытой остальному ху­дожественному миру.

134

 

 

 

 


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz