Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Итогом серии таких повество­ваний стал цикл из шести картин «Модный брак» (1742— 1744 гг.). Сю­жет, обычный для Хогарта, был очень злободневным: неравный брак по расчёту между разорившимся аристократом и богатой девушкой из буржуазной семьи. После брачной сделки, заключённой родителями (картина «Брачный контракт»), мо­лодые быстро понимают, что они чу­жие друг другу люди («Вскоре после свадьбы»). Разочарованный супруг проводит время в кутежах с нежела­тельными последствиями для здоровья («Визит к шарлатану»), а ново­явленная «светская леди», разумеет­ся, заводит роман («Будуар графи­ни»). Однако заурядная житейская история оборачивается трагедией: в поединке с любовником жены поги­бает граф («Дуэль и смерть графа»), а незадачливая графиня принимает яд и в мучениях умирает в родитель­ском доме («Смерть графини»).

В полотнах этого цикла уже нет нравоучительного тона, а сам автор

Уильям Хогарт. Брачный контракт.

Из серии «Модный брак». 1742—1744 гг. Национальная галерея, Лондон.

145

 

 

 

порой превращается из обличителя в психолога, стремящегося понять своих героев. Например, в картине

«Вскоре после свадьбы» много забав­ных деталей: граф, расслабившись после ночного кутежа, не замечает, что собачка вытаскивает у него из кармана дамский чепчик; графиня пьёт кофе, как настоящая знатная дама, но при этом вульгарно потя­гивается за столом. Но благодаря мягкому изысканному колориту ста­новится понятно, что мастер высме­ивает ситуацию, а не людей, которые в ней оказались. Молодая пара пред­стаёт жертвой безнравственности, царящей в обществе, и вызывает у зрителя не насмешку, а скорее со­чувствие.

Хогарт одним из первых среди английских художников объединил групповой портрет с бытовым жан­ром в так называемой «сцене собе­седования» («Семья Строуд», 1738 г.) и показал, что в обыденной жизни персонажи ведут себя как актёры на сцене.

Живописец создавал и традици­онные портреты, показывая прекрас­ную технику и тонкое понимание психологии моделей. Он позволял им выставлять напоказ при позировании лучшие (с их точки зрения) качест­ва. Художник изображал своих пер­сонажей с юмором, порой одной деталью раскрывая то, что они тща­тельно старались спрятать. Напри­мер, в знаменитом парадном портре­те капитана Корема (1740 г.) герой пытается казаться аристократом. Но как забавно и совсем не аристокра­тично выглядят неуклюжие ноги Корема в сморщившихся, спустивших­ся чулках!

Картина «Девушка с креветками» (около 1740 г.) осталась незакончен­ной. Многие исследователи срав­нивали её с полотнами француз­ских импрессионистов. Здесь Хогарт словно остановил на мгновение вре­мя (именно к этому в XIX столетии стремились импрессионисты). Ви­димо, в последние годы жизни ху­дожник старался изобразить чело­века, забывшего о своей роли в бесконечной «комедии жизни», и показать, как прекрасен он без гри­ма и условностей, с которыми так редко расстаётся.

Уильям Хогарт.

Автопортрет. 1745 г. Галерея Тейт, Лондон.

Эта картина выполнена Хогартом в пору расцвета его мастерства. С мягким юмором художник «увекове­чил» себя для потомков на портрете, вставленном в раму (получился своеоб­разный «портрет в портрете»). Перед ним помещено всё, что дорого мастеру: палитра, книги и... любимая собачка, поразительно похожая на хозяина. Надписи на корешках книг говорят о его литературных вкусах.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz