Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Главная Следующая

ИСКУССТВО РОССИИ

На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический пере­ход растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремитель­но—в течение жизни одного поколения.

Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя те­мы (в частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили в ис­кусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяже­нии веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет.

Реформы, проведённые Петром I (1689—1725 гг.), затронули не только политику, экономику, но также искусство. Целью молодого царя было по­ставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить отечест­венную публику и окружить свой двор архитекторами, скульпторами и жи­вописцами. В то время крупных русских мастеров почти не было. Пётр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в ос­новном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» (ученики, содержавшиеся за счёт государственных средств — пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художест­венный опыт и приобретённое мастерство.

XVIII столетие в истории русского искусства было периодом ученичест­ва. Но если в первой половине XVIII в. учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих сооте­чественников и работать с иностранцами на равных.

По прошествии всего ста лет Россия предстала в обновлённом виде — с новой столицей, в которой была открыта Академия художеств; со множест­вом художественных собраний, которые не уступали старейшим европей­ским коллекциям размахом и роскошью.

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Для того чтобы Россия укрепилась на Балтийском море, на отвоёван­ной у шведов земле Пётр I основал новую столицу — Санкт-Петербург. Название его тогда звучало немно­го иначе — Санкт-Питер-Бурх, что означало «крепость Святого Петра» (апостол Пётр был небесным покро­вителем русского монарха).

16 мая 1703 г. на Заячьем ост­рове в устье Невы была заложена первая постройка города — крепость Санкт-Питер-Бурх, вскоре пе­реименованная в Петропавловскую в честь апостолов Петра и Павла. Место оказалось удачным, но стро­ить на болотистых почвах было необыкновенно трудно: приходи­лось вбивать под каждое здание множество дубовых свай.

Петропавловская

крепость.

Санкт-Петербург.

165

 

 

 

Лжованни Марио Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель и др.,

Дворец А. Д. Меншикова. 1710—1727 гг.

Перестроен Иваном Бланком в 1732—1740 гг. Санкт-Петербург.

По замыслу Петра I, прежде все­го нужно было застроить и заселить острова в устье Невы. При такой планировке река с её многочислен­ными рукавами и прорытые позже каналы становились главными маги­стралями Петербурга, почти как в Венеции или в Амстердаме (его и взял за образец русский царь). Мо­стов сознательно не строили; горо­жанам раздавали лодки, чтобы при­учить их к водной стихии.


Главная Следующая
 
Хостинг от uCoz