|
ИСКУССТВО
РОССИИ На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в
западноевропейских странах этот исторический переход растягивался на целые
столетия, то в России он произошёл стремительно—в течение жизни одного
поколения. Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из
религиозного в светское, освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и
пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в частности, мифологическую
и историческую). Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно
сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет. Реформы, проведённые Петром I (1689—1725
гг.), затронули не только политику, экономику, но также искусство. Целью
молодого царя было поставить русское искусство в один ряд с европейским,
просветить отечественную публику и окружить свой двор архитекторами,
скульпторами и живописцами. В то время крупных русских мастеров почти не было.
Пётр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых
талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в
Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в.
«петровские пенсионеры» (ученики, содержавшиеся за счёт государственных средств
— пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный
опыт и приобретённое мастерство. XVIII
столетие в истории русского искусства было
периодом ученичества. Но если в первой половине XVIII в.
учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли
учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных. По прошествии всего ста лет
Россия предстала в обновлённом виде — с новой столицей, в которой была открыта
Академия художеств; со множеством художественных собраний, которые не уступали
старейшим европейским коллекциям размахом и роскошью. АРХИТЕКТУРА АРХИТЕКТУРА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА Для того чтобы Россия укрепилась
на Балтийском море, на отвоёванной у шведов земле Пётр I основал
новую столицу — Санкт-Петербург. Название его тогда звучало немного иначе —
Санкт-Питер-Бурх, что означало «крепость Святого Петра» (апостол Пётр был
небесным покровителем русского монарха). 16 мая Петропавловская крепость. Санкт-Петербург. 165 Лжованни Марио Фонтана,
Иоганн Готфрид Шедель и др., Дворец А. Д. Меншикова.
1710—1727 гг. Перестроен Иваном Бланком
в 1732—1740 гг. Санкт-Петербург. По замыслу Петра I, прежде
всего нужно было застроить и заселить острова в устье Невы. При такой
планировке река с её многочисленными рукавами и прорытые позже каналы
становились главными магистралями Петербурга, почти как в Венеции или в
Амстердаме (его и взял за образец русский царь). Мостов сознательно не
строили; горожанам раздавали лодки, чтобы приучить их к водной стихии. |