Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Во второй половине XVIII в. в России появились свои мастера, по­лучившие образование в Академии художеств и за границей.

Федот Иванович Шубин (1740— 1805), очень популярный скульптор, выполнял множество  заказов.

В 1773 г. он был избран в члены Ака­демии художеств. Среди его работ особенно привлекательны женские образы. В портрете М. Р. Паниной (середина 70-х гг.) уже стареющая, но ещё красивая женщина, гордая и независимая, представлена в про­стом домашнем платье, украшен­ном бантом и кружевами. Гладкая кожа, мягкие, свободные складки одежды, мастерски выполненные локоны и цветы на голове необык­новенно естественны.

Шубинские портретные бюсты рассчитаны на круговой осмотр. Игра теней и световых бликов на поверхности мрамора или бронзы придаёт скульптуре особую живость и выразительность.

Таков официальный портрет им­ператора Павла I, существующий в трёх вариантах — в бронзе (1798 и 1800 гг.) и в мраморе (1800 г.). Мо­нарх изображён в парадной одежде, с орденами, однако с изменением точки зрения его облик тоже меня­ется буквально на глазах у зрителя — от сурового до комичного, от меч­тательного до жалкого, что в полной мере соответствовало характеру им­ператора.

 

 

Бартоломео Карло Растрелли.

Императрица Анна Иоанновна с арапчонком.

1732—1741.

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург.

182

 

 

 

В конце XVIII — начале XIX в. публика предпочитала скульптуры, выполненные на мифологические и исторические сюжеты. Портретист Шубин почти не имел заказов и умер в бедности.

Михаил Иванович Козловский (1753—1802) в своём творчестве обращался в основном к античной мифологии и библейским предани­ям. Среди его персонажей были «Аякс, защищающий тело Патрокла» (1796 г.), «Геркулес на коне» (1799 г.) и др. Статуя «Самсон, раз­рывающий пасть льва» (1800— 1802 гг.) украшала Большой каскад фонтанов в Петергофе, символизи­руя победы России над Швецией. Оригинальная работа Козловского погибла во время Второй мировой войны и была восстановлена рес­тавраторами.

Самое известное произведение Козловского — памятник полковод­цу Александру Васильевичу Суво­рову на Марсовом поле в Петербур­ге (1799—1801 гг.). В руках у него меч и щит с российским гербом, на голове античный шлем, тело облаче­но в средневековые латы. В этом могучем герое довольно трудно узнать Суворова, который не отличался ни большим ростом, ни богатырским телосложением. Но скульптор и не стремился передать портретное

Михаил Козловский. Памятник А. В. Суворову. 1799—1801 гг. Санкт-Петербург.

Михаил Козловский.

Бдение Александра Македонского. 80-е гг. XVIII в.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Это одно из лучших произведений Козловского. Сидящий юноша склонил голову на левую руку, а в правой держит шар. Так будущий великий полково­дец испытывал свою волю: стоило ему задремать, как пальцы разжимались, и шар со стуком падал в чашу. Поза стройного тела Александра выражает одновременно усталость и скрытую энергию.

Феодосий Щедрин.

Марсий. 1776 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz