|
Во второй половине XVIII в. в России появились свои мастера, получившие образование в Академии
художеств и за границей. Федот Иванович Шубин (1740—
1805), очень популярный скульптор, выполнял множество заказов. В Шубинские портретные бюсты
рассчитаны на круговой осмотр. Игра теней и световых бликов на поверхности
мрамора или бронзы придаёт скульптуре особую живость и выразительность. Таков официальный портрет императора
Павла I, существующий в трёх вариантах — в бронзе (1798 и 1800 гг.) и в мраморе ( Бартоломео Карло
Растрелли. Императрица Анна Иоанновна с арапчонком. 1732—1741. Государственный Русский
музей, Санкт-Петербург. 182 В конце XVIII — начале XIX
в. публика предпочитала скульптуры, выполненные
на мифологические и исторические сюжеты. Портретист Шубин почти не имел заказов
и умер в бедности. Михаил Иванович Козловский
(1753—1802) в своём творчестве обращался в основном к античной мифологии и
библейским преданиям. Среди его персонажей были «Аякс, защищающий тело
Патрокла» ( Самое известное произведение
Козловского — памятник полководцу Александру Васильевичу Суворову на Марсовом
поле в Петербурге (1799—1801 гг.). В руках у него меч и щит с российским
гербом, на голове античный шлем, тело облачено в средневековые латы. В этом
могучем герое довольно трудно узнать Суворова, который не отличался ни большим
ростом, ни богатырским телосложением. Но скульптор и не стремился передать
портретное Михаил Козловский.
Памятник А. В. Суворову. 1799—1801 гг. Санкт-Петербург. Михаил Козловский. Бдение Александра Македонского. 80-е гг. XVIII
в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Это одно
из лучших произведений Козловского. Сидящий юноша склонил голову на левую руку,
а в правой держит шар. Так будущий великий полководец испытывал свою волю:
стоило ему задремать, как пальцы разжимались, и шар со стуком падал в чашу.
Поза стройного тела Александра выражает одновременно усталость и скрытую
энергию. Феодосий Щедрин. Марсий. |