|
В древнегреческой
мифологии сатир Марсий, достигший мастерства в игре на флейте, вызвал на
музыкальное состязание Аполлона. Бог победил Марсия и в наказание за дерзость
содрал с него кожу. Привязанный Аполлоном к дереву, герой изгибается,
стремясь освободиться, каждая мышца его тела напряжена. И хотя самих пут не
видно, зритель чувствует, как они сдерживают порыв Марсия к свободе. 183 ПАМЯТНИК ПЕТРУ I В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В В Как всякое
официальное произведение искусства XVIII столетия, памятник Петру должен был нести
символический смысл. Согласно объяснениям того
времени, императора следовало
изобразить «стремящимся быстрым бегом на крутую гору, составляющую основание,
и простёршим правую руку к своему народу». Гора здесь обозначает «трудности,
понесённые Петром», а прыжок коня — «скорое течение дел его». Нетрадиционную
для классического конного монумента композицию со вставшим на дыбы конём
технически было трудно выполнить. Но скульптор нашёл способ сделать её
устойчивой: помимо двух очевидных опор памятника — задних ног коня — здесь
есть и третья, скрытая: его хвост соприкасается с извивающимся под копытами змеем
— символом зла. В Столь же
необычным был и постамент. Знаменитый «Гром-камень» своей природной мощью и шероховатостью
фактуры символизировал «дикую Россию», которую, как скажет потом Пушкин, Пётр
«поднял на дыбы». Этот камень нашли недалеко от Петербурга и привезли с
помощью специально придуманных приспособлений. По просьбе Екатерины II поэт Гаврила Романович Державин составил
несколько вариантов надписи на постаменте. Императрица выбрала лаконичную
фразу на латыни: «Petro Prima Catharina Secunda» и по-русски: «Петру Первому Екатерина
Вторая». |