Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Луи Каравакк (1684—1754), французский мастер, приглашён­ный в Россию, вскоре достиг боль­шой славы и положения придворно­го живописца. Он работал в России много лет и писал портреты всех русских монархов от Петра до Ели­заветы. Его кисти принадлежит зна­менитый парадный портрет Анны Иоанновны в коронационном платье (1730 г.), который послужил образцом для остальных произведе­ний этого жанра. В портрете пере­дан не только внешний облик импе­ратрицы — женщины могучего телосложения, изображённой в тор­жественной и величественной позе, но и её натура, суеверная и подозри­тельная. Из мастерской Каравакка вышли многие русские живописцы середины XVIII в.

К концу 20-х — 30-м гг. XVIII в. относится недолгое, но яркое твор­чество живописца Андрея Матвееви­ча Матвеева (1701 — 1739). Проведя более десяти лет в Голландии и

Иван Никитин.

Портрет Г. И. Головкина. 20-е гг. XVIII в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

*Перспектива (франц. per­spective, от лат. perspicio — «ясно вижу») — система изображения пространства и предметов на плоскости, распространившаяся в Европе с эпохи Возрождения.

**Парсуна (от лат. per­sona) — тип портретного изображения в русской живописи второй половины XVI XVII вв., сохраняющий технику, стилистику и образный строй иконы.

***Батальный жанр (франц. bataille —- «баталия», «битва») — жанр изобразительного искусства, посвящённый войне.

185

 

 

 

 

 

 

Луи Каравакк.

Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Фландрии, он стал первым русским мастером, умевшим «писать истории и персоны», т. е. не только портре­ты, но и картины на мифологиче­ские и исторические сюжеты.

Однако больше всего Матвеев знаменит как портретист. Самым известным его произведением счи­тается «Портрет супругов» (около 1729 г.). Споры искусствоведов о том, кто на нём изображён, не ути­хают до сих пор. Вероятнее всего, это автопортрет художника с же­ной, т. е. первый автопортрет в ис­тории русской живописи.

С 1727 г. и до самой смерти Мат­веев возглавлял «живописную ко­манду» Канцелярии от строений. В ней до открытия Академии худо­жеств учились и служили практиче­ски все художники.

К 40—50-м гг. XVIII в. относится творчество Ивана Яковлевича Виш­някова (1699—1761). Самый изыс­канный портрет Вишнякова изо­бражает Сарру Элеонору Фермор, дочь начальника Канцелярии от строений (1749 г.). Юная девушка в роскошном серебристо-сером ат­ласном платье, вышитом цветами, готовится сделать реверанс. В руке она грациозно держит веер. Кисти

ГРАВЮРА

Самым доступным и распростра­нённым видом изобразительного искусства в Петровскую эпоху была гравюра. Гравюры отражали важ­нейшие события, служили своеоб­разными учебными пособиями и иллюстрациями в книгах.

Традиции русского гравироваль­ного искусства заложили голланд­ские мастера Адриан Схонебек (1661—1702) и Питер Пикар (1668 или 1669—1737).

Самым знаменитым русским гра­вёром начала XVIII столетия был Алексей Фёдорович Зубов (1682 или 1683 — после 1749). Его работы запечатлели военные победы Петра I на суше и на море, свадьбу Петра и Екатерины в 1712 г. и главное «тво­ренье» русского царя-реформато­ра — строящийся Санкт-Петербург.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz