|
Искусство
гравюры, которое так ценили в Петровское время, возродилось в 40—50-е гг. XVIII в. Популярным
жанром тогда стал портрет. Очень часто на гравюрах изображались роскошные торжества
и фейерверки при дворе императрицы Елизаветы Петровны. В Алексей Зубов. Васильевский остров. 186 Андрей Матвеев. Портрет супругов. Около Иван Вишняков. Портрет Сарры Фермор. Государственный Русский
музей, Санкт-Петербург. рук на полотнах Вишнякова
почти всегда написаны с особым изяществом: пальцы лишь слегка касаются
предметов, будто скользят по их поверхности. В «Портрете Сарры Фермор» обращают
на себя внимание и тонкая живопись кружев, и декоративный пейзажный фон, мотивы
которого перекликаются с вышивкой на платье. Алексею Петровичу Антропову
(1716—1795) так и не удалось преодолеть некоторую иконописную плоскостность
изображения: в его портретах зритель не ощущает пространства, окружающего
модели. Так, на «Портрете статс-дамы А. М. Измайловой» ( Во второй половине XVIII столетия в живописи русских мастеров появились новые жанры — пейзажный,
бытовой и исторический, который Академия художеств считала главным. Однако
самые значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета. Алексей Антропов. Портрет статс-дамы А. М.
Измайловой. Государственная
Третьяковская галерея, Москва. *Статс-дама (от нем. Staat — «государство») — в
России старшая придворная дама в свите императрицы или великой княгини. 187 Иван Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Крепостной
художник Иван Петрович Аргунов (1729—1802) писал и знатных людей — императрицу,
графов Шереметевых, князя И. И. Лобанова-Ростовского, — и самых простых. Это
наиболее прославленное его произведение. Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. Фрагмент. Самым
выдающимся представителем исторического жанра в русской живописи XVIII в. был Антон Павлович Лосенко (1737—1773).
На его полотнах, как в театральных представлениях, действие происходит на фоне
архитектурных декораций, жесты героев нарочитые. Лучшая картина Лосенко
«Прощание Гектора с Андромахой» написана на тему «Илиады» Гомера —
древнегреческого эпоса, посвященного Троянской войне (Гектор, сын царя Трои,
погиб от руки греческого воина Ахилла). В произведении Лосенко Гектор должен
совершить нравственный выбор между гражданским долгом и привязанностью к
семье: он застыл в напряжённой позе, взывая к небесам. |