Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Искусство гравюры, которое так ценили в Петровское время, возродилось в 40—50-е гг. XVIII в.

Популярным жанром тогда стал портрет. Очень часто на гравюрах изображались роскошные торже­ства и фейерверки при дворе импе­ратрицы Елизаветы Петровны.

В 1 753 г. был издан альбом гра­вюр по рисункам Михаила Ивано­вича Махаева (1718—1770), содер­жавший двенадцать «проспектов» (перспектив) Петербурга.

Алексей Зубов. Васильевский остров. 1714 г. Гравюра.

186

 

 

 

Андрей Матвеев.

Портрет супругов. Около 1 729 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петебрург.

Иван Вишняков.

Портрет Сарры Фермор.

1 749 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

рук на полотнах Вишнякова почти всегда написаны с особым изящест­вом: пальцы лишь слегка касаются предметов, будто скользят по их поверхности. В «Портрете Сарры Фермор» обращают на себя внима­ние и тонкая живопись кружев, и декоративный пейзажный фон, мо­тивы которого перекликаются с вы­шивкой на платье.

Алексею Петровичу Антропову (1716—1795) так и не удалось пре­одолеть некоторую иконописную плоскостность изображения: в его портретах зритель не ощущает про­странства, окружающего модели. Так, на «Портрете статс-дамы А. М. Из­майловой» (1759 г.), женщины пожи­лой и грубоватой, противопоставля­ются яркие цвета переднего плана и абсолютно тёмный, «глухой» фон. В портрете Петра III (17б2 г.), изо­бражённого художником в виде полководца с маршальским жезлом в руке, поражает контраст между ку­кольно-грациозной фигуркой мо­нарха и помпезной обстановкой с атрибутами императорской вла­сти — мантией, державой и коро­ной — на фоне битвы.

Во второй половине XVIII столе­тия в живописи русских мастеров по­явились новые жанры — пейзажный, бытовой и исторический, который Академия художеств считала глав­ным. Однако самые значительные произведения по-прежнему создава­лись в жанре портрета.

Алексей Антропов.

Портрет статс-дамы А. М. Измайловой. 1759 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

*Статс-дама (от нем. Staat — «государство») — в России старшая придворная дама в свите императрицы или великой княгини.

187

 

 

 

Иван Аргунов.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Крепостной художник Иван Петрович Аргунов (1729—1802) писал и знатных людей — императрицу, графов Шереме­тевых, князя И. И. Лобанова-Ростовско­го, — и самых простых. Это наиболее прославленное его произведение.

Антон Лосенко.

Прощание Гектора с Андромахой. Фрагмент. 1773 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Самым выдающимся представителем исторического жанра в русской живописи XVIII в. был Антон Павлович Лосенко (1737—1773). На его полотнах, как в театральных представлениях, действие проис­ходит на фоне архитектурных декораций, жесты героев нарочитые. Лучшая картина Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» напи­сана на тему «Илиады» Гомера — древнегреческого эпоса, посвящен­ного Троянской войне (Гектор, сын царя Трои, погиб от руки грече­ского воина Ахилла). В произведении Лосенко Гектор должен совершить нравственный выбор между гражданским долгом и привя­занностью к семье: он застыл в напряжённой позе, взывая к небесам.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz