Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

С 1914 по 1921 г. основное собра­ние Эрмитажа находилось в Москве. Экспонаты так называемой Бриллиан­товой комнаты остались в Кремле, часть их позднее была включена в Ал­мазный фонд. После 1917 г. Эрмитаж был объявлен всенародным достояни­ем. Его залы пополнялись художест­венными памятниками из императорских дворцов, собрании графов Стро­гановых и Шуваловых, князей Юсупо­вых, музея Академии художеств и со­брания прикладного искусства барона А. А. Штиглица. В 1918—1922 гг. Эр­митажу было передано всё здание Зимнего дворца. В 20—30-х гг. совет­ские власти почти за бесценок прода­ли за границу множество шедевров. В 1930—1948 гг. в Эрмитаж были пе­реданы работы импрессионистов и постимпрессионистов из московского Музея нового западного искусства.

Старый Эрмитаж. Зал Леонардо да Винчи. Санкт-Петербург.

193

 

 

 

Владимир Боровиковский.

Портрет

М. И. Лопухиной. 1797 г.

Государственная

Третьяковская галерея,

Москва.

 

Владимир Боровиковский.

Портрет сестёр

А. Г. и В. Г. Гагариных.

1802 г.

Государственная

Третьяковская галерея,

Москва.

Владимир Боровиковский.

Портрет А. Б. Куракина. 1801—1802 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Весьма характерен для XVIII в. парадный портрет Алек­сандра Борисовича Куракина. Боровиковский стремился подчеркнуть высокое положение заказчика при дворе. «Великолепный», «бриллиантовый князь», как его назы­вали современники, был тщеславен и очень любил зака­зывать свои изображения. Художник написал царе­дворца в полный рост и со всеми орденами. Роскошная окружающая обстановка передана с помощью фейер­верка сияющих красок, ярких, но гармоничных. Многие аксессуары связаны с Павлом I: его мраморный бюст на столе, любимый Михайловский замок на заднем пла­не и на кресле — мантия Мальтийского ордена, Вели­ким магистром которого был император. Боровиковско­му довелось писать и самого Павла I. Так, в 1800 г. он создал большой парадный портрет императора, не ме­нее роскошный, чем изображение его вельможи.

194

 

 

 

На портрете М. И. Лопухиной (1797 г.) мечтательная поза, уедине­ние героини и окружающий её пей­заж создают впечатление естественности, непосредственности. Необычен фон картины: здесь и лес­ные деревья, и колосья, и садовые цветы — розы и лилии. Это не кон­кретный уголок природы, а обобщён­ный её образ, как и лёгкая грусть де­вушки — не печаль по какому-то определённому поводу, а просто меч­тательное состояние души. Она нахо­дит в природе убежище от условно­стей светской жизни. Замечательны цветовые сочетания и сопоставления: белое платье Лопухиной — и берёзо­вые стволы и цветы лилии; голубой с золотом шарф, опоясывающий стан героини, — и васильки среди золоти­стых колосьев; бледно-розовая шаль — и такого же оттенка розы на мраморной подставке, как бы случай­но оказавшейся у неё под рукой.

В портрете А. И. Безбородко с до­черьми (1803  г.)  Боровиковский подчёркивает любовь и взаимную привязанность персонажей. Мать обнимает дочерей, а те льнут к ней. Младшая держит в руке миниатюр­ный портрет брата, висящий на груди матери. Таким образом, и этот член семьи представлен на портрете. Без сомнения, о нём пом­нят и его любят так же, как и до­черей.

Ещё один удачный пример семей­ного портрета — сёстры Гагарины (1802 г.). Изображённые на условном пейзажном фоне девушки музициру­ют: младшая играет на гитаре, стар­шая готовится петь.

XVIII век угасал медленно. Мно­гие художники, творчество кото­рых завершало историю искусства этого столетия, жили, а некоторые из них, в частности Дж. Кваренги, Ф. Ф. Щедрин и В. Л. Боровиковский, продолжали работать в начале XIX в. Однако они уже не играли опреде­ляющей роли в развитии искусства XIX в. — их сменили новые мастера.

 


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz