|
Летний сад.
Санкт-Петербург. Дворец А. Д. Меншикова в Санкт-Петербурге. Интерьер. 1710—1727 гг. Дворец А.
Д. Меншикова, главный фасад которого обращён к Неве, долгое время был самым роскошным
частным домом северной столицы. Недавно он был восстановлен в первоначальном
виде. И в оформлении фасадов (высокие крыши, окна с мелкими переплётами), и в
интерьерах, отделанных деревом, бело-голубыми изразцами (плитками из обожжённой
глины) и разнообразными тканями, господствует голландский вкус. 167 Партеры украсили мраморными
статуями, изображавшими героев античных мифов; статуи были привезены из
Италии. Прогуливаясь по Летнему саду, посетители могли знакомиться с новым для
России видом искусства и с античной мифологией. Петербург был построен по европейским
меркам необычайно быстро, за несколько десятилетий. В первые годы после его
основания там ещё бродили дикие звери (в Подобно другим европейским
столицам, Санкт-Петербург уже в первой половине XVIII в. был
окружён императорскими резиденциями — в Стрельне и Ораниенбауме, Петергофе и
Царском Селе (ныне город Пушкин). В загородных дворцах и городских парках
проводились шумные торжества. В годы правления Анны
Иоанновны (1730—1740 гг.), племянницы Петра I, в
Петербурге появились новые крупные архитекторы. Михаил Григорьевич Земцов
(1688—1743) учился у иностранцев в России, Пётр Михайлович Еропкин (около
1698—1740) — в Риме, Иван Кузьмич Коробов (1700 или 1701—1747) — в Голландии. Земцов создал церковь Святых
Симеона и Анны в Петербурге (1731—1734 гг.). Взяв за основу схему
Петропавловского собора, мастер несколько изменил её: купол церкви увеличил, а
колокольню сделал более низкой и объёмной. По проекту Коробова в конце
20-х — 30-е гг. было перестроено здание Адмиралтейства. Именно тогда на нём
появился знаменитый шпиль — «адмиралтейская игла» с флюгером в форме корабля, —
служивший главным ориентиром на левом берегу Невы. От Адмиралтейства
расходился «трезубец» главных магистралей города — Невского и Вознесенского
проспектов и Гороховой улицы, которые начали застраиваться жилыми домами. Архитекторы в то время в основном
реконструировали старые здания, планировали и благоустраивали центр
Петербурга, в частности мостили деревянными щитами набережные. В АРХИТЕКТУРА
МОСКВЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА В конце XVII в. в
московской архитектуре появились постройки, соединявшие российские и западные
традиции, черты двух эпох: Средневековья и Нового времени. В 1692— 1695 гг. на
пересечении старинной московской улицы Сретенки и Земляного вала, окружавшего
Земляной город, архитектор Михаил Иванович |