|
Михаил Чоглоков. Сухарева башня. 1692— 1695
гг., перестроена в 1698—1701 гг. Москва. *Земляной вал — старинная
система оборонительных сооружений; в 1683—1742 гг. был таможенной границей
Москвы. Со временем утратил оборонительное значение и в начале XIX в. был
срыт. 168 Иван Зарудный. Церковь
Архангела Гавриила {Меншикова башня). Западный фасад. 1704—1707 гг. Москва. Дмитрий Ухтомский. Колокольня Троице-Сергиева
монастыря. Фрагмент. 1741—1770 гг. Сергиев Посад. Чоглоков (около 1650—1710) построил
здание ворот близ Стрелецкой слободы, где стоял полк Л. П. Сухарева. Вскоре в
честь полковника его назвали Сухаревой башней. Необычный облик башня приобрела
после перестройки 1698— 1701 гг. Подобно средневековым западноевропейским
соборам и ратушам, она была увенчана башенкой с часами. Внутри расположились
учреждённая Петром I Школа математических и
навигацких наук, а также первая в России обсерватория. В Почти в то же время в Москве и
её окрестностях (в усадьбах Дубровицы и Уборы) возводились храмы, на первый
взгляд больше напоминающие западноевропейские. Так, в 1704—1707 гг. архитектор
Иван Петрович Зарудный (? — 1727) построил по заказу А. Д. Меншикова церковь
Архангела Гавриила у Мясницких ворот, известную как Меншикова башня. Основой её
композиции служит объёмная и высокая колокольня в стиле барокко. В развитии московской архитектуры
заметная роль принадлежит Дмитрию Васильевичу Ухтомскому (1719—1774), создателю
грандиозной колокольни Троице-Сергиева монастыря (1741 — 1770 гг.) и знаменитых
Красных ворот в Москве (1753—1757 гг.). Уже существовавший проект колокольни
Ухтомский предложил дополнить двумя ярусами, так что колокольня превратилась в
пятиярусную и достигла восьмидесяти восьми метров в высоту. Верхние ярусы не
предназначались для колоколов, но благодаря им постройка стала выглядеть более
торжественно и была видна издали. Не сохранившиеся до наших дней
Красные ворота были одним из лучших образцов архитектуры русского барокко.
История их строительства и многократных перестроек тесно связана с жизнью
Москвы XVIII в. и очень показательна для той эпохи. В 169 честь коронации Елизаветы Петровны
в Ворота, выполненные в форме
древнеримской трёхпролётной триумфальной арки, считались самыми лучшими,
москвичи любили их и назвали Красными («красивыми»). Первоначально центральная,
самая высокая часть завершалась изящным шатром, увенчанным фигурой трубящей
Славы со знаменем и пальмовой ветвью. Над пролётом помещался живописный портрет
Елизаветы, позднее заменённый медальоном с вензелями и гербом. Над боковыми,
более низкими проходами располагались скульптурные рельефы, прославлявшие
императрицу, а ещё выше -статуи, олицетворявшие Мужество, Изобилие, Экономию,
Торговлю, Верность, Постоянство, Милость и Бдительность. Ворота были украшены
более чем пятьюдесятью живописными изображениями. |