|
В не заберут
их обратно. Пятнадцать лет воспитанники, полностью оторванные от внешнего
мира, должны были обучаться искусствам. В академию брали в основном детей простого
происхождения. Художник-дворянин даже в конце XVIII — начале XIX в. был явлением исключительным. В
Воспитательном училище обучали общим наукам и собственно художественным
(помимо прочих к ним причисляли мифологию, географию и историю). Рисовали сначала
«с оригиналов» (с рисунков и скульптуры) и уже потом — с живой натуры. Большое
значение придавали копированию живописных произведений. В Академии художеств
существовало деление на «высокие» и «низкие» жанры. Так, в живописи и
скульптуре мало ценилось искусство портрета. Важнейшим жанром считался исторический. Академия
являлась, конечно, не только воспитательным заведением, но и своеобразным
художественным «министерством». Из академии в самые отдалённые провинциальные
города рассылались гравюры и книги, она определяла качество того или иного
произведения искусства и талант его автора. Без дозволения академии ни один
мастер не мог назвать себя художником. Кроме того, живописцам, архитекторам и
скульпторам трудно было прожить без академии: оттуда шли заказы, там многие
художники получали жалованье так же, как чиновники. С ней сотрудничали и
любители художеств, которых она принимала в «почётные члены» или «почётные
любители». Многих иностранных мастеров приглашали теперь не ко двору, а в
академию, в частности для того, чтобы они преподавали в её стенах. Здесь
устраивались конкурсы, победители награждались медалями. Получивший золотую
медаль художник приобретал право на пенсионерскую поездку за границу. 173 архитектора Екатерины II (1762—
1796 гг.). Под Петербургом, в Ораниенбауме, по его проектам были сооружены
здания, напоминающие постройки французского рококо, — небольшой дворец Петра III (1758—
1762 гг.), павильон «Катальная горка» (1762—1774 гг.) и так называемый
Китайский дворец (1762—1768 гг.). Двухэтажный бело-голубой павильон
«Катальная горка» с причудливой крышей в виде колокола был частью сложного
увеселительного сооружения. В XVIII в. от балкона верхнего
этажа начиналась длинная горка с несколькими подъёмами и спусками. Колоннады
первого этажа, далеко отстоящие от стены, создают ощущение лёгкости. Изящный
интерьер павильона украшен модным в то время материалом — искусственным
мрамором различных расцветок. Китайский дворец расположен на
берегу пруда. Его стены — розоватого оттенка, излюбленного мастерами рококо.
Один из залов дворца украшен росписями по шёлку и всевозможными фарфоровыми
безделушками — по моде на всё китайское, распространённой тогда в Европе.
Отсюда происходит и название дворца. Следующая работа Ринальди —
Мраморный дворец в Петербурге (1766—1785 гг.), который Екатерина II намеревалась
подарить своему фавориту Григорию Григорьевич)' Орлову. Великолепное убранство
этого здания сочетает элементы классицизма (мерно чередующиеся пилястры и окна
с наличниками строгого рисунка) и рококо (облицованные разноцветным мрамором
полукруглые завершения некоторых окон, причудливая башенка с часами, спрятанная
во дворе). |