|
Львов
перевёл и опубликовал основополагающие для того времени труды: «Сокращённый
Витрувий, или Современный архитектор» и «Четыре книги Палладиевой архитектуры». Самое
крупное сооружение Львова — собор Борисоглебского монастыря в
Торжке (1785— 1796 гг.).
Это колоссальное здание с классицистическими формами напоминает постройки
итальянского архитектора Андреа Палладио и странно смотрится посреди русского
провинциального городка. Львову
принадлежит и ряд построек в Петербурге и его пригородах. Самая знаменитая и
необычная из них — Приоратский дворец в Гатчине под Петербургом (1798— 1799
гг.), предназначавшийся для приора (одного из высших чинов) Мальтийского ордена
— католической рыцарской организации, основанной в Палестине в начале XII в. С Николай Львов. Приоратский дворец. 1798—1799 гг. Гатчина. Николай Львов. Надвратная Спасская церковь Борисоглебского монастыря. 1785—1796 гг. Торжок. В знак
благодарности мальтийцы провозгласили императора Павла I главой ордена — гроссмейстером, или Великим
магистром. Здание
Приоратского дворца выполнено в необычной технике, которую пропагандировал
Львов: оно землебитное, т. е. сделано из плотно сбитой земли с прибавлением
вяжущих веществ. Его высокие крыши и остроконечная башня создают таинственный,
романтический образ средневекового замка. Дворец отражается в неподвижных
водах Чёрного озера, подходящего вплотную к его стенам. (1783—1787 гг.), здание
Академии наук (1783—1785 гг.), Ассигнационный банк (1783—1788 гг.), Смольный
институт благородных девиц (1806— 1808 гг.) и другие постройки. Однако самыми удачными сооружениями
архитектора были, наверное, прекрасно вписанные в пейзаж загородные дворцы в
окрестностях Петербурга. В Царском Селе близ Екатерининского
дворца, возведённого Растрелли, Кваренги построил Александровский дворец
(1792—1800 гг.) для любимого внука Екатерины II, будущего
императора Александра I. Главный фасад дворца
почти лишён украшений и скрыт за огромной колоннадой. С двух сторон она заканчивается
торжественными входами, 176 Джакомо Кваренги. Ассигнационный банк.
1783—1788 гг. Санкт-Петербург. Джакомо Кваренги. Академия наук. 1783—1785
гг. Санкт-Петербург. в убранстве которых колонны
сочетаются с арками. Колоннада не только маскирует гладкие стены фасада, но и
создаёт архитектурное обрамление пейзажного парка, окружающего дворец. Здесь
же, в Царском Селе, Кваренги в 80-е гг. выстроил и несколько парковых
павильонов, например Концертный зал и «Кухню-руину» (отголосок всеобщего в то
время увлечения искусственными руинами). Почти одновременно с Кваренги
в Петербурге работал другой представитель классицизма, шотландец Чарлз Камерон
(40-е гг. XVIII в. — 1812). Он тоже был страстным поклонником античности и творчества
Андреа Палладио. Императрица Екатерина II писала
об этом архитекторе: «Большой рисовальщик, воспитанный на классических
образцах, он получил известность благодаря своей книге об античных банях. Мы с
ним мастерим тут террасу с висячими садами, с купальней внизу и галереей
вверху». |