|
ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ АРХИТЕКТУРА АНТОНИО КАНОВА БЕРТЕЛЬ ТОРВЛАЬДСЕН ГОТФРИД ФОН ШАДОВ ФРАНСИСКО ГОЙЯ ЖАК ЛУИ ДАВИД ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР ТЕОДОР ЖЕРИКО ЭЖЕН ДЕЛАКРУА ФИЛИПП ОТТО РУНГЕ КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ НАЗАРЕЙЦЫ УИЛЬЯМ БЛЕЙК ДЖОН КОНСТЕБЛ УИЛЬЯМ ТЁРНЕР ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ИСКУССТВО РОССИИ АНДРЕЯН ЗАХАРОВ АНДРЕЙ ВОРОНИХИН КАРЛ РОССИ ВАСИЛИЙ СТАСОВ ОСИП БОВЕ И АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ ИВАН МАРТОС ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ ВАСИЛИЙ ТРОПИНИН СИЛЬВЕСТР ЩЕДРИН КАРЛ БРЮЛЛОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВ ПАВЕЛ ФЕДОТОВ АЛЕКСЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ И ЕГО ШКОЛА Историю
XIX в. открывает не календарный Однако не прошло и пяти лет,
как свобода обернулась деспотизмом, идея равенства привела к массовым казням, а
во имя братства всех людей были развязаны захватнические войны. И всё же главным открытием
века стало осознание неповторимой ценности человеческой личности. Французский
писатель Стендаль отмечал: «Девятнадцатый век будет отличаться от всех
предшествовавших веков точным и пламенным изображением человеческого сердца». Именно в XIX в.
мастер, который со времён Возрождения работал главным образом по частным
заказам, оказался лицом к лицу с тысячами посетителей художественных выставок,
со зрительской массой. А она в основном состояла из малообразованных людей,
видевших в искусстве лишь праздную забаву или примитивное средство пропаганды. Впервые художник стремился
выделиться из окружавшей его среды даже внешне, например носил необычную
«артистическую» одежду. В то же время он остро чувствовал разлад между
собственной душой и остальным миром. Не случайно в XIX в.
расцвели наиболее лиричные, интимные виды искусства, в которых зритель как бы
остаётся наедине с автором, — живопись, музыка и художественная литература; а
искусства, адресованные многим, например архитектура, переживали кризис. XIX
столетие можно назвать «эпохой великих
археологических открытий»: велись успешные раскопки в Египте, Месопотамии,
Греции. Европейцы начали осознавать единство человечества, равноправие разных
народов и культур. Наряду с античностью они открыли для себя Средние века —
своё национальное прошлое — и мусульманский мир. Широкой публике стали доступны
многочисленные музеи, они служили великолепной школой для будущих художников. В искусстве первой половины XIX в.
соперничали два направления — неоклассицизм и романтизм. Расцвет неоклассицизма
пришёлся на годы Великой Французской революции и период правления Наполеона I (первый
консул с |