Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Главная Следующая

 

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

АРХИТЕКТУРА

АНТОНИО КАНОВА

БЕРТЕЛЬ ТОРВЛАЬДСЕН

ГОТФРИД ФОН ШАДОВ

ФРАНСИСКО ГОЙЯ

ЖАК ЛУИ ДАВИД

ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР

ТЕОДОР ЖЕРИКО

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА

ФИЛИПП ОТТО РУНГЕ

КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ

НАЗАРЕЙЦЫ

УИЛЬЯМ БЛЕЙК

ДЖОН КОНСТЕБЛ

УИЛЬЯМ ТЁРНЕР

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ

ИСКУССТВО

ИСКУССТВО РОССИИ

АНДРЕЯН ЗАХАРОВ

АНДРЕЙ ВОРОНИХИН

КАРЛ РОССИ

ВАСИЛИЙ СТАСОВ

ОСИП БОВЕ И АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ

ИВАН МАРТОС

ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ

ВАСИЛИЙ ТРОПИНИН

СИЛЬВЕСТР ЩЕДРИН

КАРЛ БРЮЛЛОВ

АЛЕКСАНДР ИВАНОВ

ПАВЕЛ ФЕДОТОВ

АЛЕКСЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ И ЕГО ШКОЛА

 

 

Историю XIX в. открывает не календарный 1801 г., а 1789-й. Вели­кая Французская революция (1789— 1799 гг.), уничтожившая монар­хию и установившая республику, надолго определила пути разви­тия европейской культуры. Вместе с башнями Бастилии рухнул старый порядок; казалось, что должно возникнуть новое общест­во — царство Свободы, Равенства и Братства.

Однако не прошло и пяти лет, как свобода обернулась деспотизмом, идея равенства привела к массовым казням, а во имя братства всех людей были развязаны захватнические войны.

И всё же главным открытием века стало осознание неповторимой цен­ности человеческой личности. Французский писатель Стендаль отмечал: «Де­вятнадцатый век будет отличаться от всех предшествовавших веков точным и пламенным изображением человеческого сердца».

Именно в XIX в. мастер, который со времён Возрождения работал глав­ным образом по частным заказам, оказался лицом к лицу с тысячами посе­тителей художественных выставок, со зрительской массой. А она в основ­ном состояла из малообразованных людей, видевших в искусстве лишь праздную забаву или примитивное средство пропаганды.

Впервые художник стремился выделиться из окружавшей его среды даже внешне, например носил необычную «артистическую» одежду. В то же время он остро чувствовал разлад между собственной душой и остальным миром. Не случайно в XIX в. расцвели наиболее лиричные, интимные виды искус­ства, в которых зритель как бы остаётся наедине с автором, — живопись, му­зыка и художественная литература; а искусства, адресованные многим, на­пример архитектура, переживали кризис.

XIX столетие можно назвать «эпохой великих археологических откры­тий»: велись успешные раскопки в Египте, Месопотамии, Греции. Европей­цы начали осознавать единство человечества, равноправие разных народов и культур. Наряду с античностью они открыли для себя Средние века — своё национальное прошлое — и мусульманский мир. Широкой публике стали доступны многочисленные музеи, они служили великолепной школой для будущих художников.

В искусстве первой половины XIX в. соперничали два направления — неоклассицизм и романтизм.

Расцвет неоклассицизма пришёлся на годы Великой Французской рево­люции и период правления Наполеона I (первый консул с 1799 г., импера­тор в 1804—1814, 1815 гг.). Этот стиль господствовал в архитектуре, изобра­зительном и декоративно-прикладном искусстве на протяжении трёх первых десятилетий XIX в. Для людей того времени жизнь древних греков и римлян была не только идеалом красоты, но и моделью мира, который они пытались построить.


Главная Следующая
 
Хостинг от uCoz