|
В *Офорт (франц. eauforte — «азотная кислота») — вид гравюры, при котором рисунок процарапывается
иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные
места протравливаются кислотой, затем полученные углубления заполняются
краской и оттискиваются на бумагу. **Шпалеры (от нем. Spaliег) — настенные
ковры-картины без ворса, вытканные ручным способом по красочным картонам,
созданным живописцами. 212 ( Во второй половине 80-х гг.
Гойя был уже признанным мастером. Он стал заместителем директора отделения
живописи мадридской Королевской академии Сан-Фернандо (академии искусств),
художественным руководителем Королевской шпалерной мануфактуры. В Однако блестящая карьера длилась
недолго. В Графическая серия «Капричос» (исп. «фантазия», «игра воображения») из восьмидесяти
офортов была создана в 1797—1798 гг. В ней Гойя, используя образы испанских
народных пословиц, басен, поговорок, высмеивал людские суеверия и пороки —
трусость, лицемерие, притворство, жестокость и т. п. В сущности, он
разоблачал весь традиционный порядок и уклад жизни старой Испании. В его
офортах реальное сплетается с фантастическим, гротеск переходит в карикатуру.
Каждый лист серии представляет собой законченное произведение, состоящее из
рисунка и авторского комментария к нему. Офорты Гойи раскрывают тему
борьбы добра со злом, причём зло торжествует. Человеческие пороки и духовное
уродство плодят нечисть. Тёмной ночью колдуны и ведьмы, домовые и бесы хохочут,
кривляются Франсиско Гойя. Зонтик. Франсиско Гойя. Продавец
посуды. 213 на шабаше («Когда рассветёт,
мы уйдём»). Однако с наступлением утра нечисть не исчезает, а лишь меняет свой
облик, оборачиваясь внешне добропорядочными людьми. Духовенство и знать
Испании предстают в «Капричос» в образах ослов, попугаев, обезьян («Какой
златоуст!», «Вплоть до третьего поколения»). Здесь чудовищно безобразные
старые сводни развращают юных неопытных девиц, а коварные прелестницы жестоко
обманывают своих кавалеров. В «Капричос» старость берёт верх над юностью,
глупость и невежество — над умом, а распутство — над добродетелью. Гойя
изобразил на одном из офортов себя окружённым слетающимися совами, летучими
мышами и прочими тварями. Он назвал этот офорт «Сон разума рождает чудовищ». |