|
Франсиско Гойя. Портрет Исабели Ковос де
Порсель. В 1808—1814 гг. страну
оккупировали войска Наполеона Бонапарта, что вызвало ожесточённое сопротивление
испанцев, монархия Бурбонов рухнула, король Фердинанд VII отрёкся
от престола и был изгнан; разразилась первая испанская революция, которая
тесно переплелась с национально-освободительным движением. Народ получил
некоторые демократические свободы, но Фердинанд VII, вернувшийся
в Испанию, отменил их. В Новая серия офортов Гойи, начатая
в 216 Франсиско Гойя. Всё проходит. Из серии
«Бедствия войны». 1810—1820 гг. Офорт. Франсиско Гойя. Какое мужество! Из серии
«Бедствия войны». 1810—1820 гг. лю пережить войну вместе с
художником как чудовищную катастрофу. В «Бедствиях войны» переплетается
множество тем. Это и голод, и грабёж, и разбой победителей. Особенно выделяются
своей натуралистичностью сцены насилия, где израненные человеческие тела выставлены
напоказ завоевателями. Хотя серия и посвящена трагическим
событиям в Испании, тема войны звучит обобщённо, недаром один из листов Гойя
сопроводил надписью: «Так повсюду». События, которые изобразил мастер, происходят
в любую эпоху в любой стране, когда идёт война, бесчеловечная именно своей
будничностью. Причём художник обращает внимание зрителя на то, что её жертвами
становятся не солдаты, а прежде всего беззащитные люди, мирные обыватели. Среди этих сцен Гойя поместил
офорт «Какое мужество!». Это романтическое по духу произведение как будто не
согласуется с основным мотивом серии, однако оно показывает ещё одну сторону
войны. Здесь изображена Агостина Сарагосская, прославившаяся тем, что летом которая намного больше её
самой. Под ногами у героини — груда обезображенных тел. Около Франсиско Гойя. Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде. Около 217 Франсиско Гойя. Расстрел повстанцев в ночь
на 3 мая 1808 года. Около Франсиско Гойя. Сатурн. Из цикла росписей
«Дома глухого». Прадо, Мадрид. и только в самый последний
момент сворачивают: им наперерез бросаются испанцы. Впечатление сумятицы
довершают вспышки света и свободная манера живописи. На второй картине яркий свет
фонаря вырывает из мрака ночи повстанцев, которых вот-вот должны расстрелять,
и исполняющих приговор солдат. Сейчас последует кровавая развязка: грянет залп.
Основной художественный приём этой композиции — противопоставление. Перед
зрителем два враждующих народа: французские завоеватели и испанские борцы за
свободу и независимость. Солдаты совершенно безлики, мундиры полностью
скрывают их индивидуальные черты. Широко расставив ноги, направив мушкеты на
безоружных людей, они стоят единым строем, как лишённые чувств автоматы. Фигуры повстанцев, напротив,
полны выразительности и драматизма. В толпе приговорённых каждый переживает
приближение смерти по-своему: кто-то плачет, кто-то исступлённо молится. Среди
них выделяется могучий испанец в белой рубахе. Он встречает смерть лицом к
лицу, без страха. Его огромная фигура выхвачена из толпы потоком света;
кажется, что все дула ружей нацелены только на него. Поздний период творчества Гойи
связан с работой над монументальным циклом росписей в так называемом «Доме
Глухого», который он приобрёл в 218 Уже в середине XIX в.
творчество Франсиско Гойи нашло множество восторженных поклонников. Это были
романтики — художники, поэты, писатели. Жизнерадостность и трагизм,
реалистичность и фантастика, гротеск, слившиеся в одно целое в работах
испанского живописца, предвосхитили искусство второй половины XIX—XX столетий. |