Предыдущая Следующая
АНТОНИО КАНОВА
(1757—1822)
Антонио Канова — виднейший
представитель итальянского изобразительного искусства XIX столетия.
Сын каменотёса из городка Поссаньо, принадлежавшего Венецианской республике,
Канова в 1768 г.
поступил в скульптурную мастерскую в Венеции. В шестнадцать лет он уже успешно
завершил своё обучение. Первые же работы молодого скульптора, изображавшие
героев древнегреческой мифологии, прославили его имя. Это статуи «Орфей» и
«Эвридика» (1776 г.),
в которых ещё заметно влияние позднего барокко, и группа «Дедал и Икар»
(1777—1778 гг.).
В 1780 г. Канова переехал из
Венеции в Рим. Там он познакомился с произведениями античного искусства, что
завершило творческое формирование мастера. От древних ваятелей он усвоил
чувство тектоники — ясной, собранной, устойчивой скульптурной формы. Эти черты
очевидны в мраморной группе «Тесей, победитель Минотавра» (1781 г.), где фигуры
естественно образуют чёткий пирамидальный объём.
В скульптурной группе «Эрот,
слетающий к Психее» (1792 г.)
мастер изобразил встречу влюблённых после долгой, почти безнадёжной разлуки.
Силуэт статуи изысканно декоративен, мягкая обработка мрамора оживляет фигуры,
придавая их формам гибкость и теплоту. Крылья бога любви беспокойно трепещут —
его полёт ещё продолжается; навстречу ему Психея подняла сильные и нежные
руки. Не веря до конца в возвращение любимого, она ощупывает и гладит его
голову.
Антонио Канова.
Тесей, победитель
Минотавра. 1 781 г.
Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Антонио Канова.
Эрот, слетающий к Психее. 1792 г. Лувр, Париж.
*Тесей — в древнегреческой
мифологии герой, победивший Минотавра — получеловека-полубыка, жившего на
острове Крит во дворце-лабиринте.
207
Канова виртуозен не только в
идиллических, но и в трагических сценах. В группе «Геракл и Лихас» (1796 г.) позы обезумевшего
героя и его слуги Лихаса, которого Геракл бросает в море, странным образом
повторяются. Скульптор сопоставляет фигуры могучего атлета и хрупкого,
беззащитного юноши. Это заставляет задуматься о сходстве участи безумца и его жертвы:
могучий Геракл так же бессилен в руках судьбы, как злополучный Лихас — в руках
Геракла.
В 1802 г. Наполеон пригласил
Канову во Францию. Там скульптор выполнил несколько изображений императора и
его близких. Сестра Наполеона Паолина Боргезе представлена в образе Венеры,
получившей от Париса золотое яблоко (1805—1807 гг.). В этой работе Кановы
мифологический образ сливается с реальными чертами модели, натурализм в
деталях оборачивается вызывающим неправдоподобием целого: так, подушка с
тщательно вырезанными складочками не мнётся под локтем лежащей, постель
несокрушимо тверда — тело Паолины-Венеры лишено веса.
С 1810 г. Канова стал
директором римской Академии Святого Луки. После падения Наполеона он сделал
многое для того, чтобы художественные ценности, вывезенные французами,
вернулись в Рим, за что получил от Папы Пия VII титул
маркиза. Однако дворцовые интриги заставили скульптора покинуть столицу.
Последние годы жизни Канова провёл на родине, отдав их строительству и
украшению храма Троицы в Поссаньо. Предыдущая Следующая
|