Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

АНТОНИО КАНОВА

(1757—1822)

Антонио Канова — виднейший представитель итальянского изо­бразительного искусства XIX сто­летия. Сын каменотёса из городка Поссаньо, принадлежавшего Вене­цианской республике, Канова в 1768 г. поступил в скульптурную мастерскую в Венеции. В шестнад­цать лет он уже успешно завершил своё обучение. Первые же работы молодого скульптора, изображав­шие героев древнегреческой мифо­логии, прославили его имя. Это ста­туи «Орфей» и «Эвридика» (1776 г.), в которых ещё заметно влияние позднего барокко, и группа «Дедал и Икар» (1777—1778 гг.).

В 1780 г. Канова переехал из Ве­неции в Рим. Там он познакомился с произведениями античного искус­ства, что завершило творческое фор­мирование мастера. От древних ваятелей он усвоил чувство тектоники — ясной, собранной, устойчивой скульптурной формы. Эти черты оче­видны в мраморной группе «Тесей, победитель Минотавра» (1781 г.), где фигуры естественно образуют чёт­кий пирамидальный объём.

В скульптурной группе «Эрот, слетающий к Психее» (1792 г.) мас­тер изобразил встречу влюблённых после долгой, почти безнадёжной разлуки. Силуэт статуи изысканно декоративен, мягкая обработка мра­мора оживляет фигуры, придавая их формам гибкость и теплоту. Крылья бога любви беспокойно тре­пещут — его полёт ещё продолжает­ся; навстречу ему Психея подняла сильные и нежные руки. Не веря до конца в возвращение любимого, она ощупывает и гладит его голову.

 

Антонио Канова.

Тесей, победитель Минотавра. 1 781 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Антонио Канова.

Эрот, слетающий к Психее. 1792 г. Лувр, Париж.

*Тесей — в древнегрече­ской мифологии герой, победивший Минотавра — получеловека-полубыка, жившего на острове Крит во дворце-лабиринте.

207

 

 

 

Канова виртуозен не только в идиллических, но и в трагических сценах. В группе «Геракл и Лихас» (1796 г.) позы обезумевшего героя и его слуги Лихаса, которого Геракл бросает в море, странным образом повторяются. Скульптор сопостав­ляет фигуры могучего атлета и хрупкого, беззащитного юноши. Это заставляет задуматься о сходст­ве участи безумца и его жертвы: могучий Геракл так же бессилен в руках судьбы, как злополучный Лихас — в руках Геракла.

В 1802 г. Наполеон пригласил Канову во Францию. Там скульптор выполнил несколько изображений императора и его близких. Сестра Наполеона Паолина Боргезе пред­ставлена в образе Венеры, полу­чившей от Париса золотое яблоко (1805—1807 гг.). В этой работе Кановы мифологический образ сливает­ся с реальными чертами модели, на­турализм в деталях оборачивается вызывающим неправдоподобием це­лого: так, подушка с тщательно выре­занными складочками не мнётся под локтем лежащей, постель несокру­шимо тверда — тело Паолины-Венеры лишено веса.

С 1810 г. Канова стал директором римской Академии Святого Луки. После падения Наполеона он сделал многое для того, чтобы художест­венные ценности, вывезенные фран­цузами, вернулись в Рим, за что получил от Папы Пия VII титул мар­киза. Однако дворцовые интриги заставили скульптора покинуть сто­лицу. Последние годы жизни Канова провёл на родине, отдав их строи­тельству и украшению храма Трои­цы в Поссаньо.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz