Предыдущая Следующая
Это «заказная» картина,
её тема подсказана Наркоматом финансов: пропаганда и реклама облигаций Первого
Государственного займа. Кинематографисты с радостью ухватились за возможность
сочинить увлекательную интригу, построенную на борьбе за обладание «счастливым
билетом», заодно высмеивая жадных и награждая бедных, которым в финале
достаётся выигрыш. У Барнета после забавных перипетий билет выигрывает не противная
чета хозяев шляпного магазина, а прелестная и работящая шляпница-модистка
Наташа и её симпа-
Игорь Ильинский и Ольга Жизнева в
фильме «Закройщик из Торжка». Эта картина Я. Протазанова сделана на ту же тему,
что и «Девушка с коробкой» Б. Барнета. В комедии Протазанова рассказывается о
забавных приключениях закройщика (И. Ильинский) и домработницы (Вера
Марецкая), которые выигрывают крупную сумму по облигации Государственного займа.
482
тичный жених — студент
Илья. Героиня фильма «Девушка с коробкой» жила за городом со стареньким
дедушкой и каждое утро спешила в Москву на пыхтящем паровозике. Её сыграла
актриса Анна Стэн (вскоре уехала в США и стала звездой Голливуда).
Местом действия комедий
Барнета обычно была Москва, которую он снимал с любовью и юмором. Например, в
фильме «Дом на Трубной» (1928
г.) показана типичная для той поры «воронья слободка»,
населённый разнообразным людом многоэтажный дом. Барнет рисует колоритные
картины московского быта: утро, когда город просыпается; самодеятельный спектакль
в домоуправлении к годовщине Парижской коммуны; ссоры и стычки соседей и т. д.
Это поистине городское обозрение — жанр, который процветал на эстраде и
в литературе 20-х гг.
Барнет создал одну из
первых русских звуковых картин — «Окраина» (1933 г.), в которой события
Первой мировой войны и революции предстают в неприхотливой истории нескольких
жителей провинциального городка. После Великой Отечественной войны режиссёр
поставил один из самых популярных приключенческих и патриотических фильмов —
«Подвиг разведчика» (1947 г.),
в котором сыграл пленённого фашистского генерала.
Несколько иная
тональность и ракурс в обрисовке послереволюционного быта взяты в фильме Абрама
Матвеевича Роома (1894—1976) «Третья Мещанская» (1927 г.). Этот режиссёр
начинал в театре, работал в Саратове, был ассистентом В. Э. Мейерхольда в
Москве, после чего стал работать в кино. Его картина «Третья Мещанская»
приобрела скандальный успех и вызвала горячие споры, особенно в молодёжной
среде. В фильме, посвящённом проблемам супружеской измены, подняты вопросы
новой морали: нужны ли социалистическому обществу «устаревшие» понятия о
верности, не правильнее ли избрать «свободную любовь»?
Интересные фильмы о
проблемах нового быта ставили ленинградские кинематографисты. Молодёжная
команда Киноэкспериментальной мастерской (КЭМ), основанной в 1924 г. Фридрихом Марковичем
Эрмлером (1898—1967), делала кино о криминальном «дне» северной столицы, о
воровских «малинах», барахолках, «уплотнённых» барских особняках, но также и о
комсомольских ячейках и фабричных столовых. Фильмы Эрмлера «Катька — бумажный
ранет» (1926 г.),
«Дом в сугробах» (1928 г.),
«Обломок империи» (1929 г.)
представляют собой обширную панораму жизни Ленинграда и Ленинградской области в
пору нэпа. Фильмы имеют ярко выраженную нравственную основу добро торжествует,
а зло бывает наказано. Уголовникам, спекулянтам и демагогам в этих картинах
противопоставлен чистый человек — бескорыстный, добрый, хотя и слабый. Это либо
питерский бродяжка, либо Предыдущая Следующая
|