|
Фильм «Дилижанс» стал переломным в истории жанра не только благодаря профессионализму, с которым был снят. Чуть ли не сразу после выхода картины на экран критики заговорили о её близости к новелле французского писателя XIX в. Ги де Мопассана «Пышка». В ней действие происходит во время Франко-прусской войны 1870—1871 гг.; почтовая карета у Мопассана едет по местам, захваченным оккупантами, — здесь отменены законы мирной жизни, и места тоже стали «дикими». В карете, как и у Форда, собрались представители всех слоёв общества — от высших, аристократических, до низших, презираемых. Близость двух произведений означает, что в «Дилижансе» режиссёр попытался преодолеть «местную», ограниченную пространством и временем тематику, чтобы подняться к проблемам, которые решает «высокая», классическая литература. Такое восхождение сделало «Дилижанс» вершиной жанра. ОРСОН УЭЛЛС Конец 30-х — начало 40-х
гг. XX в. — переломное
время не только для вестерна, но, прежде всего для языка кино, причём не только
американского. Немые фильмы снимались короткими кадрами, затем они соединялись
в эпизод, а эпизоды — в целый фильм. С приходом звука способы монтажа,
использовавшиеся в немом кино, оказались непригодными. Когда персонажи
разговаривали, эпизод не поддавался членению на короткие «куски», как их
называл С.М. Эйзенштейн. Произносимые персонажами фразы длились дольше, чем
«куски», и получалась неразбериха: зритель терялся, не умея определить, кому из
персонажей принадлежат звучащие в данный момент слова. Но монтаж — основа
киноязыка; благодаря монтажу кинематограф стал искусством. Значит, если
звуковое кино обесценило прежние формы монтажа, то оно, в сущности, покусилось
на собственные основы. Преодолеть возникшую трудность удалось американскому
режиссёру Органу Уэллсу (1915—1985) в самом первом фильме, который он поставил,
— «Гражданин Кейн» ( Орсон рос вундеркиндом — когда другие дети только учились читать, он знал наизусть почти всего Шекспира. В двадцать два года он стал во главе театра, прославившего- Эскиз декораций к фильму
«Табачная дорога» ( 494 Орсон Уэллс. ся затем своими
новаторскими спектаклями. Уэллс вошёл и в историю радио. Он в ГРЕТА ГАРБО. «СКАНДИНАВСКИЙ СФИНКС» Грета
Гарбо (настоящая фамилия Густафсон, 1905—1990) дебютировала в шведском кино в
фильме «Бродяга Петер» ( |