|
Гарбо
— самая загадочная звезда мирового кино, прозванная «скандинавским сфинксом».
«Мы воспринимаем красоту Греты Гарбо как благородную, утончённую именно
потому, что в ней выражается скорбь отчуждения и одиночества... Красота
Гарбо... оппозиционная красота. В облике Греты Гарбо видят болезненный и
пассивный протест», — отмечал венгерский писатель и теоретик кино Бела Балаш
(1884—1949). Это написано в 30-х гг., когда в Голливуде поняли, что привычный
образ невинной девушки, созданный Мэри Пикфорд или Лилиан Гиш, исчерпал себя.
На смену голливудской Золушке пришли «опасно сексуальные», «роковые женщины»,
«женщины-вамп». Компания
«Метро-Голдвин-Майер» (МГМ) заключила с Гарбо контракт, по которому актриса не
имела права сниматься на других студиях. Практически она стала собственностью,
знаком МГМ. Дебют в сентиментальной мелодраме «Поток» ( Особенно
удачна работа Гарбо в фильме «Королева Кристина» ( В
фильме Эрнста Любича (1892— 1947) «Ниночка» ( Грета
Гарбо в фильме «Королева Кристина». ную
жизнь. Попытка перевоплощения оказалась успешной. Однако в следующем, и
последнем, фильме «Двуликая женщина» ( 495 Орсон Уэллс на трибуне и на
экране (в фильме «Гражданин Кейн»). В огромном замке причудливой архитектуры одиноко умирает богач-мультимиллионер — газетный магнат Кейн. В минуту смерти он произносит загадочные слова «розовый бутон», и руководитель студии документальных фильмов поручает репортёрам выяснить, что означают эти слова. Репортёры обращаются к тем, кто знал Кейна; из рассказов этих людей складывается портрет эгоиста, для которого существовал только один закон — собственные желания. Следуя им, Кейн не считался ни с кем, растаптывая самолюбие даже самых близких ему людей. Влюбившись в бездарную оперную певицу, он захотел сделать её примадонной — нанимал учителей-итальянцев, специально для неё построил оперный театр. Певица, сознавая свою несостоятельность, противилась Кейну, однако тот заставил её петь на сцене перед публикой, и бедняжка с треском провалилась. Выход фильма на экраны
сопровождался скандалом. Прототипом Кейна являлся газетный магнат Уильям
Рэндолф Херст, а роман героя картины с оперной певицей повторял историю
взаимоотношений Херста с бездарной актрисой Мэрион Дэвис, из которой миллионер
пытался сделать кинозвезду. Узнав о фильме, Херст предложил руководству студии
возместить расходы на постановку, чтобы картина не вышла в прокат, а её негатив
был сожжён. Руководство не пошло на сделку. Однако, куда бы ни обращался Уэллс
после скандала, продюсеры ставили условие, что будут строго контролировать его
работу. Через несколько лет Уэллс уехал в Европу и провёл там большую часть
жизни, лишь время от времени возвращаясь в США. Он сделал ещё несколько
фильмов, наиболее интересными из которых являются «Процесс» ( |