Предыдущая Следующая
В первых же фильмах
другого режиссёра той поры, Рене Клера (настоящая фамилия Шомет, 1898— 1981),
обнаружился главный его талант — свободный полёт воображения. Озорной,
ироничный, наполненный трюками «Антракт» (1924 г.) принёс Клеру
признание в авангардистских кругах Франции 20-х гг. Фильм начинается как монтаж
забавных аттракционов: раздуваются и вновь опадают головы-шары; мелькает
карусель; яйцо «танцует» в струйке фонтана; двое мужчин играют в шахматы на
крыше дома, в шевелюре одного из них вспыхивает спичка. Он скребёт голову, а в
это время неизвестно откуда взявшийся поток воды смывает с доски фигуры...
Чередование внешне не связанных между собой кадров производит жизнерадостное
впечатление благодаря светлому колориту, ощущению открытого пространства и
стремительному, лёгкому ритму монтажа.
Первая звуковая картина
Клера «Под крышами Парижа» (1930
г.) стоит на грани между артистическими (во Франции их
называли «танцующие») 20-ми годами и грозовыми предвоенными 30-ми, между
воспоминанием об уходящем дне и ожиданием того, что принесёт с собой тревожное
завтра. Сентиментальный и поэтический стиль фильма подсказан парижской уличной
песенкой. Похож на неё и сюжет (любовное соперничество между уличным певцом
Альбером и главарём местных
Кадр из фильма «Великая иллюзия».
Картина состоит из большого количества эпизодов, в ней много персонажей, не
связанных напрямую с главным действием. Жан Ренуар не столько рассказывает
историю, сколько рассматривает поведение людей в экстремальных ситуациях.
Кадр из фильма «Антракт»
499
бандитов Деде из-за
кокетливой и вероломной Полы), и эмоциональная атмосфера фильма. Его мелодии,
слетев с экрана, живут до сих пор:
Ах, Париж в двадцать
лет —
Это жизни расцвет.
Будем жить и любить
Нараспев!
Кинорежиссёр Жан Виго
(1905— 1934) за свою короткую жизнь успел снять только три фильма. «По поводу
Ниццы» (1929 г.)
— поэтический, но в то же время и сатирический репортаж о жизни курортного
города, нарядного летом и убогого в межсезонье. Любопытно, что оператором
фильма был Борис Аркадьевич Кауфман (1906—1980), родной брат знаменитого
советского кинодокументалиста-авангардиста Дзиги Вертова. Кауфман снял и два
других фильма Виго.
Картина «Ноль за
поведение» (1933 г.)
изображает жизнь воспитанников школы-интерната. Режиссёр мастерски передал
царящие в душах мальчиков тоску, чувство сиротства, ненависть к казарменному
распорядку и строгим учителям. Сын революционера-анархиста, погибшего в тюрьме,
Виго сам провёл несколько лет в школе такого типа. Его фильм носит характер
автобиографического свидетельства, однако не похож на сведение счётов с
прошлым.
«Аталанта» (1934 г.) — последняя и самая
значительная картина Виго. Это лирическое повествование о жизни маленького
экипажа речной самоходной баржи со странным названием «Аталанта». Жена
капитана, деревенская девушка Жюльетта, впервые отправилась в плавание по рекам
и каналам Франции. И камера, как бы глядя вокруг её глазами, открывает
неожиданную прелесть и в отблесках солнца на воде, и в речном тумане, и в
пейзажах, медленно проплывающих за бортом... Предыдущая Следующая
|