Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Александр Алексеевич Ханжонков.

467

 

 

 

ВЫДУМКИ И ШУТКИ ВЛАДИСЛАВА СТАРЕВИЧА

Владислав Александрович Старевич был человеком остроумным, весёлым и большим выдумщиком. Свою московскую (а впоследствии и европейскую) карьеру великого аниматора он начал весьма оригинально — с киноаппаратом новичок познакомился... под водой.

Дело было так: на фирме Ханжонкова существовал отдел научно-просветительских кинолент (это в те годы считалось новшеством), а в подмосковном селе Крылатское, в котором сейчас разместился комфортабельный городской район, была построена летняя база для съёмок. Внимание Старевича однажды привлёк заросший прудик, жилище сотен лягушек. Режиссёр решил показать на экране все стадии превращения головастиков во взрослых земноводных.

Смастерили специальный водонепроницаемый ящик без верхней крышки и с оконцем для объектива съёмочного аппарата, положили камни для балласта, затопили среди водорослей. Упорный режиссёр каждый день по длинной доске пробирался в свой ящик, устанавливал объектив аппарата на полметра ниже уровня воды и в ожидании головастиков часами просиживал под палящим солнцем. Задачей его было оптическое совмещение «живых моделей», т. е. головастиков, на разных этапах их роста, чтобы на экране получилось плавное движение.

Из затеи ничего не вышло — примитивная техника тех лет не позволила её осуществить. Но Старевич сделал вывод, что съёмку стоит производить, используя искусственные, статичные модели, придавая им положение и форму, соответствующие последовательным фазам движения. Так крылатские головастики помогли изобрести объёмную мультипликацию.

В придумывании различных трюков Старевичу не было равных. Например, кадры кражи молодого месяца чёртом в «Ночи перед Рождеством» производили на кинозрителей 1913 г. впечатление, которое можно сравнить разве что с сегодняшним восторгом от спецэффектов «Звёздных войн». Трюки Старевич проделывал и в жизни. Однажды на встрече Нового года, когда сотрудникам и гостям фирмы показывали эпизоды из ещё не выпушенных картин, режиссёр также предложил свой новый ролик.

Эпизод начался появлением на экране традиционного рождественского Деда Мороза. Но внезапно изображение остановилось. Аппарат продолжал стрекотать, а поза персонажа не менялась. Так бывало, когда плёнка в проекторе останавливалась под горячим

лучом дуговой лампы. Это означало, что начался пожар. Публика заволновалась. Вдруг в центре экрана появилось быстро воспламенившееся зловещее пятно, и весь экран покрылся языками пламени. В панике люди бросились к кинобудке. Однако оттуда показалось лицо киномеханика, который кричал: «Ну и жулик же наш Старевич! У меня-то всё в порядке, а пожар на экране — дело его рук!». Гости успокоились, начали хохотать над новогодней шуткой. Оказалось, что и пламя и клубы дыма были нарисованы самим режиссёром и раскрашены на киноплёнке.

Владислав Александрович Старевич.

ИВАН ИЛЬИЧ МОЗЖУХИН

Иван Ильич Мозжухин.

 

Именно у Ханжонкова начал свою карьеру великий русский киноартист Иван Ильич Мозжухин. Он родился в 1889 г. в селе Кондоль под Пензой в семье богатых землевладельцев. По окончании гимназии играл в провинциальной театральной труппе, а позднее, уже в Москве, оставив юридический факультет Московского университета, на сцене Введенского народного дома. Отсюда в 1908 г. его вместе с режиссёром Петром Ивановичем Чардыниным (1878—1934) и группой актёров Ханжонков пригласил в основанное им киноателье.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz