Предыдущая Следующая
После прихода к власти
нацистов Ланг уехал во Францию, затем перебрался в США. На голливудских студиях
он зарекомендовал себя профессионалом высокого класса, но фильмы, поставленные
им в Америке, не поднялись до уровня, достигнутого на родине. Фриц Ланг
вернулся в Германию (ФРГ) в конце 50-х гг., чтобы снять новые версии картин
«Индийская гробница» и «Эшнапурский тигр» (обе 1958 г.), пользовавшихся
огромной популярностью в начале 20-х гг. Режиссёр создал и своеобразное
продолжение своей ранней ленты — «Тысяча глаз доктора Мабузе» (1960 г.).
ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ
В Германии 20-х гг.
родился жанр, неведомый кинематографу других стран, — «горный фильм». Его
«изобрёл» геолог Арнольд Фанк, страстно увлечённый альпинизмом. С 1925 г. звездой «горных
фильмов» стала
Кадр из фильма «Священная гора»
509
Кадр из фильма «Олимпия».
Лени Рифеншталь (родилась
в 1902 г.).
Она дебютировала у Фанка в картине «Священная гора» (1925 г.; в советском прокате
«Горная баллада»), где два альпиниста, влюблённые в одну и ту же девушку,
совершают опаснейшее восхождение. Один, ревнуя, чуть не сталкивает товарища в
пропасть, но горы словно очищают его от злых страстей, и он погибает, спасая
того, кого хотел погубить. Рифеншталь сыграла девушку, из-за которой разгорелся
конфликт. Впоследствии Лени Рифеншталь сама сняла «горный фильм» «Голубой свет»
(1932 г.),
выступив как исполнительница главной роли, сценарист и режиссёр. Её героиня —
странное существо по имени Юнта. Жители окрестных деревень считают её колдуньей.
Девушка живёт в одинокой горной хижине и часто поднимается на скалу; откуда в
лунные ночи исходит голубое сияние. Приехавший из Вены художник увлекается
Юнтой и тайно следует за ней на вершину, где обнаруживает, что свет излучают
залежи горного хрусталя. Деревенские жители, которым художник рассказывает о
месторождении, расхищают хрусталь и становятся богатыми. Исходившее прежде от
чудесного минерала сияние указывало девушке дорогу к вершине. Теперь путеводный
свет померк. Юнта не может найти дорогу
при восхождении и,
сорвавшись в пропасть, погибает. Хрусталь символизирует в фильме сокровища
духовности, прикоснуться к которым может лишь тот, кто отважен и бескорыстен.
После «Голубого света» в
судьбе Лени Рифеншталь произошёл решительный перелом: она стала
документалисткой и страстной поклонницей Гитлера. С точки зрения самой
художницы, она приспособила к новым условиям жанр «горного фильма». Если там
хрусталь знаменовал собой духовные ценности, то теперь они воплотились в вожде
немецкой нации — фюрере. Документальный фильм Рифеншталь «Триумф воли» (1935 г.), посвящённый VI съезду нацистской партии в
Нюрнберге, был, по существу, торжественным гимном в честь Гитлера.
Точно так же фильм об
Олимпийских играх 1936 г.
в Берлине прославлял скорее фюрера, чем спорт. Соревнования, казалось,
проводились ради того, чтобы их увидел «великий зритель», чтобы он вдохнул в
спортсменов веру в свои силы и светлые идеалы. В распоряжении Рифеншталь
оказалось ещё больше операторов. Два года она монтировала свою картину «Олимпия»,
которая затем представляла Германию на Венецианском кинофестивале и удостоилась
приза дуче Муссолини — вождя итальянских фашистов. Предыдущая Следующая
|