Предыдущая Следующая
Мозжухин был словно
создан для новорождённого искусства, которое вело активные поиски собственного
языка. На немом экране оказывалась чрезвычайно важна тончайшая мимика
персонажа; здесь «работала» выразительность типажа Мозжухина — орлиный нос,
жёстко сжатые губы, свободная, изящная пластика. Его стали снимать в ролях
героев-любовников, так называемых фрачных героев, и на афишах появились слова
«король экрана». Но эксплуатировать свою внешность и обаяние Мозжухин не стал.
Он изучал секреты поведения актёра перед беспощадной кинокамерой: взяв своим
девизом «Играть не играя», передове-
468
рил чувство глазам. Глаза
же у него были необыкновенные: большие, почти прозрачные, «магнетической силы»,
как писали рецензенты.
Мозжухин постоянно искал
новые краски в работе над образом, стремился уйти от штампов, придумывал
уникальный грим. Мог перевоплотиться даже в волосатого, извивающегося,
перемазанного сажей чёрта в «Ночи перед Рождеством» (1913 г.; по одноимённой
повести Н. В. Гоголя) или в скелет Колдуна из «Страшной мести» (1913 г.). Статный богатырь
Руслан в экранизации (1914 г.)
пушкинской поэмы «Руслан и Людмила», преуморительная неуклюжая прислуга Мавруша
(переодетый гусар из «Домика в Коломне», 1913 г.; по повести А.С. Пушкина), наивный юный
приказчик из драмы «На бойком месте» (1916 г.; по пьесе А.Н. Островского) — таков
диапазон ранних работ Мозжухина. За десять лет со времён дебюта в 1908 г. им было сыграно
около шестидесяти ролей. Самыми значительными признаны Германн в «Пиковой даме»
(1916 г.;
по повести А.С. Пушкина) и князь Касатский в «Отце Сергии» (1918 г.; по повести Л.Н.
Толстого). Обе картины сделаны режиссёром Яковом Протазановым на кинофабрике
Иосифа Николаевича Ермольева (1889—1962), выдающегося русского
кинопромышленника. Мозжухин создал «демонический образ» игрока, одержимого
страстью богатства и власти. А в истории блестящего аристократа, познавшего всю
фальшь и грязь общества и удалившегося от мира в монашескую келью, актёр, рисуя
жизненную судьбу отца Сергия от задорной юности до скорбной нищей старости,
раскрывал путь нравственных исканий героя.
Вместе с фирмой Ермольева
Мозжухин эмигрировал из большевистской России и с 1920 г. жил и работал за
рубежом. Карьера его вначале была успешной. Он много снимался на киностудиях
Парижа и Берлина, подписал в 1927
г. контракт с Голливудом, но уже через год вернулся в
Европу. Среди его лучших работ — легендарный британский актёр Кин в
популярнейшей картине «Кин» (1923
г.), итальянский авантюрист Казанова («Казанова», 1927 г.), героический
адъютант царя Михаил Строгов в экранизации (1926 г.) романа Жюля Верна
«Курьер царя»,
Выразительные глаза и мимика
Ивана Мозжухина настолько красноречивы,
что зрителю не нужны слова.
Кадры из фильма «Пиковая лама».
469
Иван Мозжухин в фильме «Отец
Сергий».
Хаджи Мурат в «Белом
дьяволе» (1929 г.;
по повести Л. Н. Толстого). Классик французского кино Марсель Л'Эрбье
(1890—1979) снял Мозжухина в сложной «двойной» роли в фильме «Покойный Матиас
Паскаль» (1925 г.)
по одноимённому роману классика итальянской литературы Луиджи Пиранделло.
Режиссёрский опыт артиста — фильм «Костёр пылающий» по собственному сценарию (1923 г.) также увенчался
успехом и был впоследствии признан предтечей французского киноавангарда. Предыдущая Следующая
|