Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Мозжухин был словно создан для новорождённого искусства, которое вело активные поиски собственного языка. На немом экране оказывалась чрезвычайно важна тончайшая мимика персонажа; здесь «работала» выразительность типажа Мозжухина — орлиный нос, жёстко сжатые губы, свободная, изящная пластика. Его стали снимать в ролях героев-любовников, так называемых фрачных героев, и на афишах появились слова «король экрана». Но эксплуатировать свою внешность и обаяние Мозжухин не стал. Он изучал секреты поведения актёра перед беспощадной кинокамерой: взяв своим девизом «Играть не играя», передове-

468

 

 

рил чувство глазам. Глаза же у него были необыкновенные: большие, почти прозрачные, «магнетической силы», как писали рецензенты.

Мозжухин постоянно искал новые краски в работе над образом, стремился уйти от штампов, придумывал уникальный грим. Мог перевоплотиться даже в волосатого, извивающегося, перемазанного сажей чёрта в «Ночи перед Рождеством» (1913 г.; по одноимённой повести Н. В. Гоголя) или в скелет Колдуна из «Страшной мести» (1913 г.). Статный богатырь Руслан в экранизации (1914 г.) пушкинской поэмы «Руслан и Людмила», преуморительная неуклюжая прислуга Мавруша (переодетый гусар из «Домика в Коломне», 1913 г.; по повести А.С. Пушкина), наивный юный приказчик из драмы «На бойком месте» (1916 г.; по пьесе А.Н. Островского) — таков диапазон ранних работ Мозжухина. За десять лет со времён дебюта в 1908 г. им было сыграно около шестидесяти ролей. Самыми значительными признаны Германн в «Пиковой даме» (1916 г.; по повести А.С. Пушкина) и князь Касатский в «Отце Сергии» (1918 г.; по повести Л.Н. Толстого). Обе картины сделаны режиссёром Яковом Протазановым на кинофабрике Иосифа Николаевича Ермольева (1889—1962), выдающегося русского кинопромышленника. Мозжухин создал «демонический образ» игрока, одержимого страстью богатства и власти. А в истории блестящего аристократа, познавшего всю фальшь и грязь общества и удалившегося от мира в монашескую келью, актёр, рисуя жизненную судьбу отца Сергия от задорной юности до скорбной нищей старости, раскрывал путь нравственных исканий героя.

Вместе с фирмой Ермольева Мозжухин эмигрировал из большевистской России и с 1920 г. жил и работал за рубежом. Карьера его вначале была успешной. Он много снимался на киностудиях Парижа и Берлина, подписал в 1927 г. контракт с Голливудом, но уже через год вернулся в Европу. Среди его лучших работ — легендарный британский актёр Кин в популярнейшей картине «Кин» (1923 г.), итальянский авантюрист Казанова («Казанова», 1927 г.), героический адъютант царя Михаил Строгов в экранизации (1926 г.) романа Жюля Верна «Курьер царя»,

Выразительные глаза и мимика Ивана Мозжухина настолько красноречивы,

что зрителю не нужны слова.

Кадры из фильма «Пиковая лама».

469

 

 

Иван Мозжухин в фильме «Отец Сергий».

Хаджи Мурат в «Белом дьяволе» (1929 г.; по повести Л. Н. Толстого). Классик французского кино Марсель Л'Эрбье (1890—1979) снял Мозжухина в сложной «двойной» роли в фильме «Покойный Матиас Паскаль» (1925 г.) по одноимённому роману классика итальянской литературы Луиджи Пиранделло. Режиссёрский опыт артиста — фильм «Костёр пылающий» по собственному сценарию (1923 г.) также увенчался успехом и был впоследствии признан предтечей французского киноавангарда.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz