Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

миллионеров, как в послевоенной картине Пырьева «Кубанские казаки» (1950 г.). Но в том-то и дело, что изображение сверкающей, изобильной и радостной жизни, бесконечно далёкой от действительности, было главным принципом советской музыкальной комедии.

ЭКРАННЫЙ ОБЛИК ВОЙНЫ

Старинная пословица гласит: «Когда говорят пушки — музы молчат». Великая Отечественная война заставила кинематограф перестроиться. Фантазия и художественный поиск отступили на второй план: ценность приобрели документальные ленты.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТАЛИСТЫ

Одно из достоинств документального кино — оперативность. Несколько репортажей с места событий собирали вместе, помещали под одним заголовком и выпускали на экран. Такие выпуски назывались «киножурналами». В Советском Союзе выходил «Союзкиножурнал».

Одна из труднейших задач оператора — выбрать «съёмочную площадку», т. е. определить наиболее важное событие. При штабе каждого фронта были специальные киногруппы, и благодаря такой организации журналисты быстро ориентировались в обстановке.

Кадры, запечатлённые с риском для жизни, стекались на Центральную студию документальных фильмов (ЦСДФ) в Москве. Другая студия находилась в Куйбышеве (ныне Самара). Репортажи включались в «Союзкиножурнал», из них создавались документальные картины. Одна из первых лент — «Разгром немецких войск под Москвой» — вышла на экраны 18 февраля 1942 г. Картина рассказывала об этапах военной операции — от строительства укреплений на подступах к столице до яростных боёв и отступления вражеских войск

Каждое сражение давало материал для документальной ленты. Так появились «Черноморцы» (1942 г.) — рассказ об обороне Севастополя, «Ленинград в борьбе» (1942 г.) — о защите северной столицы, «Битва за Сталинград» (1943 г.) — о сражении на Волге, переломившем ход войны.

Выходили и так называемые спецвыпуски. Картина «День войны» (режиссёр М.Я. Слуцкий) отличалась оригинальностью замысла: сто шестьдесят операторов снимали то,

Документалисты находились рядом с солдатами, делили с ними тяготы военной жизни. К примеру, Е. Лозовский снимал бой из башни идущего в атаку танка. Когда вражеский снаряд попал в машину, оператору едва удалось выбраться, но камеру с отснятой плёнкой он спас.

Фронтовой кинооператор.

Выполняя патриотический и профессиональный долг, на войне погибли многие кинематографисты. Материалы одного из операторов — В. Сущинского легли в основу документального фильма «Фронтовой кинооператор» (1946 г.). Сущинский погиб с кинокамерой в руках и, падая, фактически, заснял на плёнку собственную смерть.

516

 

 

Кадр из фильма «Битва за Сталинград».

Кадр из фильма «Нюрнбергский процесс». Режиссёр Стэнли Крамер. 1961 г.

что происходило на разных фронтах 13 июня 1942 г. Этот фильм можно рассматривать как продолжение проекта, осуществлённого ещё в мирное время. Документалисты создали картину «День нового мира» (режиссёры М Я. Слуцкий и Р.Л. Кармен), съёмки которой проводились по всей стране 24 августа 1940 г.

В мае 1944 г. произошла перестройка работы документалистов. «Союзкиножурнал» заменили «Новости дня», посвящённые жизни тыла. Военная тема почти целиком досталась «Фронтовым спецвыпускам». Во главе ЦСДФ встал известный режиссёр Сергей Аполлинариевич Герасимов (1906—1985), снявший к тому времени популярные фильмы «Семеро смелых» (1936 г.) и «Комсомольск» (1938 г.). К работе в документальном кино привлекли выдающихся мастеров — Александра Довженко, Юлия Райзмана, Сергея Юткевича и др.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz