Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

Фашистские документалисты часто снимали фюрера. Обычно каме-

Кадр из фильма «Лучшие годы нашей жизни». Режиссёр У. Уайлер. 1946 г. Классическая лента американского кино о трёх ветеранах Второй мировой войны. Они с трудом приспосабливаются к условиям мирной жизни, законы которой подчас оказываются более жёсткими и несправедливыми, чем на фронте.

518

 

 

Кадр из немецкого киножурнала «Марш времени» («Zeitschreit»).

ра смотрела на него снизу вверх, запечатлевая как божество. Последний раз Гитлер появился на экране в январе 1945 г. Он обходил строй мальчишек из народного ополчения («фольксштурма») и выглядел «добрым отцом», который делит с детьми военные тяготы.

ДРАМЫ ВОЕННЫХ ЛЕТ

«Боевые киносборники» состояли из нескольких короткометражных игровых картин.

Три первых киносборника появились в августе 1941 г.; следующие выходили раз в месяц и снимались на студиях Москвы и Ленинграда. Осенью 1941 г. кинематографистов эвакуировали. В Алма-Ате была создана Центральная объединённая киностудия (ЦОКС). Киносборники там выпускали до августа 1942 г., после чего начали ставить обычные полнометражные фильмы.

Среди картин были драматические и комедийные, фельетоны и карикатуры на врагов. Особо выделяют ленты «Трое в воронке» из «Боевого киносборника» № 1 и «Пир в Жирмунке» из киносборника № б, в основе которых — подлинные факты.

В первой картине три персонажа: раненый красноармеец, раненый фашистский офицер и девушка-медсестра, которые после взрыва оказались в одной воронке. Медсестра заботится о том и о другом; фашист же пытается её застрелить.

Многие герои из «Боевых киносборников» перешли в полнометражные картины. В центре фильмов «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера и «Радуга» М. Донского (оба 1943 г.) — женские образы, похожие на героиню «Пира...».

Действие военных драм разворачивалось на оккупированной территории, на фронте и в тылу. Герои фильма «Два бойца» (1943 г., режиссёр Леонид Луков) — фронтовики. Они служат в воинской части, которая защищает осаждённый Ленинград. Роль Аркадия Дзюбина исполнил Марк Бернес, а роль Саши Свинцова по прозвищу Саша с Уралмаша — Борис Андреев. Самой войны в фильме не так уж много; Сашу

с Аркадием даже отпускают погулять по городу. Вернувшись, друзья узнают, что в бою погибло много их однополчан. В финале Саша выносит тяжело раненного Аркадия из-под вражеского огня.

Герои фильма «В шесть часов вечера после войны» (1944 г., режиссёр И. Пырьев) — лейтенант Кудряшов (Евгений Самойлов) и воспитательница детского сада Варя Панкова (Марина Ладынина). Они договариваются встретиться у кремлёвских

Кадр из фильма «Пир в Жирмунке». Режиссёр В. Пудовкин. Героиня картины — простая деревенская женщина Прасковья. На «пиру» она кормит вражеских солдат отравленной пищей и, чтобы отвести подозрения, пробует кушанья сама. Сергей Эйзенштейн назвал тему картины «сусанинской».

Кадр из фильма «Она защищает родину». Героиню сыграла актриса театра и кино Вера Петровна Марецкая (1906—1978). Впервые она появилась на экране в 1925 г. Прославила же её главная роль в фильме «Член правительства» (1940 г., режиссёры А. Зархи и И. Хейфиц). Фильм Эрмлера — это героическая драма об истоках партизанского движения, о том, как простая крестьянка становится народной мстительницей.

Кадр из фильма «Радуга». Олёна Костюк (Наталия Ужвий) приходит в деревню из партизанского отряда, чтобы родить ребёнка, и попадает в плен. Фашисты убивают её сына, требуя выдать

местонахождение отряда, однако, не могут сломить волю героини.

519

 

 

«ВЕЧЕРНИЕ ПОСЕТИТЕЛИ»

В ходе Второй мировой войны северная часть Франции была оккупирована немецкой армией. В южной части страны до 1943 г. существовала республика с правительством (в городе Виши), которое целиком зависело от немецких властей.

Многие деятели кино покинули родину. Но те, кто остался, чувствовали необходимость поддержать моральный дух нации. Так, режиссёр Марсель Карне и сценарист Жак Превер создали фильм «Вечерние посетители»

(1942 г.), в котором в иносказательной форме призвали соотечественников не склонять головы перед силами зла. Действие фильма перенесено в Средние века и стилизовано под народную легенду. В замок богатого барона, где празднуется свадьба его дочери Анны и рыцаря Рено, проникают под видом бродячих певцов (менестрелей) двое посланцев Дьявола — Жиль и Доминик, которые сеют вражду, разрушают дружеские связи. Они разбивают счастье наречённых: Жиль соблазняет Анну, а Доминик — Рено. Но любовь Анны к Жилю оказалась

столь велика, что растопила ледяную броню, в которую заковано сердце посланника Дьявола. Полюбив Анну, Жиль изменил хозяину. Дьявол (актёр Жюль Берри) наказал неверного слугу. Любовь Анны сильнее происков Князя тьмы. Тогда Дьявол превращает влюблённых в каменные изваяния. Но сердца их продолжают биться. Зрители воспринимали этот образ как поэтическое иносказание: Франция находится во власти демонических сил и вынуждена покориться, однако под камнем молчания продолжает биться свободное сердце...

стен «в шесть часов вечера после войны». Пройдя немало фронтовых дорог, герои приходят на свидание.

В фильме М. Донского в небе вспыхивает радуга как предвестие

освобождения. Когда встречаются герои Пырьева, небо расцветает фейерверком. Радуга освобождения превращается в праздник наступившей победы.


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz