Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Из голодной Москвы 1918 г. кинофабрики уезжали на юг страны. В занятой белыми Одессе Вера Холодная снялась в фильмах «Последнее танго», «Женщина, которая изобрела любовь» (оба 1918 г.) — мастерство её созрело, стало уверенным. Но в феврале 1919 г. страшная эпидемия

гриппа («испанки») унесла жизнь молодой актрисы в три дня. И хотя весь город хоронил свою любимицу, а съёмки этого события попали в киножурнал (он сохранился), самые нелепые слухи и вымыслы (политическое убийство, самоубийство, отравленный букет от соперницы и т. д.) долго бросали тень на её репутацию. Но сегодня правда восстановлена: «милая Верочка, тихая Верочка», как называли друзья и коллеги Веру Холодную, в жизни скромную и работящую, причислена к первопроходцам отечественного киноискусства.

ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПРОТАЗАНОВ

В ряду основоположников нового искусства, безусловно, звездой первой величины является патриарх отечественной кинорежиссуры, творческий «долгожитель», один из ведущих дореволюционных кинематографистов и заметная фигура советского экрана — Яков Александрович Протазанов. Он родился в 1881 г. в московской купеческой семье, окончил в столице коммерческое училище, но, увлёкшись только что появившимся экранным зрелищем, посвятил себя кинематографу. Начинал как сценарист на иностранных фирмах «Братья Пате» и «Глориа». Вслед за режиссёрским дебютом — лентой «Бахчисарайский фонтан» (1909 г.; по одноимённой поэме А.С. Пушкина) — снял в частновладельческом кино около восьмидесяти фильмов. Это были преимущественно мелодрамы и экранизация классики. Опора на литературу, в первую очередь отечественную, психологическая разработка человеческих характеров и, следовательно, ориентация на актёров-мастеров, которых режиссёр вербовал из театров, высокий профессиональный уровень — вот черты работы Якова Протазанова. Наиболее яркими в его наследии 10-х гг. XX в. остались две экранизации: «Пиковая дама» и «Отец Сергий». Верность подлиннику сочетается

 

Вера Холодная на благотворительном вечере.

Яков Александрович Протазанов.

*В дореволюционной России курсистками называли слушательниц высших женских курсов.

Модистка — мастерица, изготавливающая дамские шляпки, или портниха.

473

 

 

Кадр из фильма «Отец Сергий».

в них с ясностью современного прочтения. В маниакальной мечте инженера Германна о карточном выигрыше чувствуется дух бешеных денег, подложных векселей, громких банкротств в годы Первой мировой войны. А житие старца Сергия, в прошлом блестящего офицера и придворного, свидетельствует о том, насколько трудно человеку одному противостоять пороку, греху гордыни в мире обмана и фальши.

В 1920 г. Протазанов в составе фирмы «И. Н. Ермольев» эмигрировал, но уже в 1923 г. он возвратился в Россию, хотя на киностудиях Франции и Германии с успехом поставил несколько фильмов. Фантастической и одновременно комедийной лентой «Аэлита» (1924 г.; по роману А. Н. Толстого) — историей полёта на Марс, которая в финале оказывается сном героя, — режиссёр «из бывших» активно и безболезненно включился в советское кинопроизводство. На московской студии «Межрабпом-Русь» (позднее «Межрабпом-фильм») он снимал одну за другой картины разных жанров: бытовые современные комедии — «Закройщик из Торжка» (1925 г.) и «Дон Диего и Пелагея» (1928 г.); киносатиры, обличающие нравы Запада, — «Процесс о трёх миллионах» (1926 г.) и «Праздник святого Йоргена» (1930 г.); историко-революционные драмы — «Его призыв» (1925 г.), «Сорок первый» (1927 г.; по одноимённому рассказу Бориса Лавренёва), «Человек из ресторана» (1927 г.; по одноимённой повести Ивана Шмелёва) и «Белый орёл» (1928 г.; по рассказу Леонида Андреева «Губернатор»); киноальманах «Чины и люди» (1929 г.; по произведениям А.П. Чехова). Фильмам Протазанова свойственны динамичный сюжет, драматизм, юмор, рельефные портреты персонажей, простота и доступность киноязыка, благодаря чему они пользовались


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz