Предыдущая Следующая
Из голодной Москвы 1918 г. кинофабрики уезжали
на юг страны. В занятой белыми Одессе Вера Холодная снялась в фильмах
«Последнее танго», «Женщина, которая изобрела любовь» (оба 1918 г.) — мастерство её
созрело, стало уверенным. Но в феврале 1919 г. страшная эпидемия
гриппа («испанки») унесла
жизнь молодой актрисы в три дня. И хотя весь город хоронил свою любимицу, а
съёмки этого события попали в киножурнал (он сохранился), самые нелепые слухи и
вымыслы (политическое убийство, самоубийство, отравленный букет от соперницы и
т. д.) долго бросали тень на её репутацию. Но сегодня правда восстановлена:
«милая Верочка, тихая Верочка», как называли друзья и коллеги Веру Холодную, в
жизни скромную и работящую, причислена к первопроходцам отечественного
киноискусства.
ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ПРОТАЗАНОВ
В ряду основоположников
нового искусства, безусловно, звездой первой величины является патриарх
отечественной кинорежиссуры, творческий «долгожитель», один из ведущих
дореволюционных кинематографистов и заметная фигура советского экрана — Яков
Александрович Протазанов. Он родился в 1881 г. в московской купеческой семье, окончил
в столице коммерческое училище, но, увлёкшись только что появившимся экранным
зрелищем, посвятил себя кинематографу. Начинал как сценарист на иностранных
фирмах «Братья Пате» и «Глориа». Вслед за режиссёрским дебютом — лентой
«Бахчисарайский фонтан» (1909
г.; по одноимённой поэме А.С. Пушкина) — снял в
частновладельческом кино около восьмидесяти фильмов. Это были преимущественно
мелодрамы и экранизация классики. Опора на литературу, в первую очередь
отечественную, психологическая разработка человеческих характеров и,
следовательно, ориентация на актёров-мастеров, которых режиссёр вербовал из
театров, высокий профессиональный уровень — вот черты работы Якова Протазанова.
Наиболее яркими в его наследии 10-х гг. XX в. остались две экранизации: «Пиковая дама» и «Отец Сергий».
Верность подлиннику сочетается
Вера Холодная на
благотворительном вечере.
Яков Александрович Протазанов.
*В дореволюционной России
курсистками называли слушательниц высших женских курсов.
Модистка — мастерица,
изготавливающая дамские шляпки, или портниха.
473
Кадр из фильма «Отец Сергий».
в них с ясностью
современного прочтения. В маниакальной мечте инженера Германна о карточном
выигрыше чувствуется дух бешеных денег, подложных векселей, громких банкротств
в годы Первой мировой войны. А житие старца Сергия, в прошлом блестящего офицера
и придворного, свидетельствует о том, насколько трудно человеку одному
противостоять пороку, греху гордыни в мире обмана и фальши.
В 1920 г. Протазанов в составе
фирмы «И. Н. Ермольев» эмигрировал, но уже в 1923 г. он возвратился в
Россию, хотя на киностудиях Франции и Германии с успехом поставил несколько
фильмов. Фантастической и одновременно комедийной лентой «Аэлита» (1924 г.; по роману А. Н.
Толстого) — историей полёта на Марс, которая в финале оказывается сном героя, —
режиссёр «из бывших» активно и безболезненно включился в советское
кинопроизводство. На московской студии «Межрабпом-Русь» (позднее
«Межрабпом-фильм») он снимал одну за другой картины разных жанров: бытовые
современные комедии — «Закройщик из Торжка» (1925 г.) и «Дон Диего и Пелагея»
(1928 г.);
киносатиры, обличающие нравы Запада, — «Процесс о трёх миллионах» (1926 г.) и «Праздник святого
Йоргена» (1930 г.);
историко-революционные драмы — «Его призыв» (1925 г.), «Сорок первый» (1927 г.; по одноимённому
рассказу Бориса Лавренёва), «Человек из ресторана» (1927 г.; по одноимённой
повести Ивана Шмелёва) и «Белый орёл» (1928 г.; по рассказу Леонида Андреева
«Губернатор»); киноальманах «Чины и люди» (1929 г.; по произведениям А.П.
Чехова). Фильмам Протазанова свойственны динамичный сюжет, драматизм, юмор,
рельефные портреты персонажей, простота и доступность киноязыка, благодаря чему
они пользовались Предыдущая Следующая
|