Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Игорь Ильинский в бытовой комедии «Закройщик из Торжка».

Кадр из фильма «Аэлита».

474

 

 

ПЕРВАЯ РУССКАЯ КИНОГАЗЕТА

В 1907 г. московский гимназист Всеволод Чайковский, которому уже исполнилось пятнадцать лет, решился на взрослый шаг — у него возникла идея выпустить кинематографическую газету. Молодой человек нашёл на Арбате небольшую типографию, где согласились выполнить его заказ. За это нужно было заплатить рублей двадцать, и Всеволод, как настоящий коммерсант, начал торговаться. В конце концов, договорились: двенадцать рублей восемьдесят копеек. Ему уступили, когда узнали, что тираж достаточно большой — тысяча экземпляров, а сама газета уместится всего на одном листке. Называлась она необычно: «Электра».

Одному справиться с задачей было бы нелегко, и к выпуску газеты подключился старший брат Борис. Всеволод взял на себя подготовку текста: как репортёр он направился к владельцам

московских кинотеатров и попросил у них программы показа фильмов и либретто к ним, а потом написал короткую заметку о самой бойкой «киноточке» — получилась смешная сценка, которая могла заинтересовать зрителей. Вслед за этим родилась первая рецензия на кинокартину, имевшую наибольший успех. Но на выпуск газеты требовалось получить разрешение градоначальника, и на Бориса легли организационные заботы. Здесь ему помогли взрослые. Борис выступил и в качестве редактора. Наконец всё было готово.

Вечером братья в сыром подвале наблюдали, как два наборщика печатают их газету. Пахло типографской краской, безостановочно работала машина, и свежие странички выскакивали из неё одна за другой.

«Когда я вышел из типографии, — вспоминал Всеволод Чайковский, — было уже восемь часов утра. Навстречу шли мои товарищи, направляющиеся в гимназию, но я был как

в чаду, никого не замечал и абсолютно не чувствовал холода, несмотря на то что в тот день стоял жестокий мороз. Добравшись до дому, я лёг и проспал до самого вечера».

Первый номер газеты братья разнесли по близлежащим кинотеатрам, а вечером молодые люди уже сидели в одном из них на самых почётных местах: хозяин пригласил братьев, которые по собственной инициативе выпустили необычный листок.

Из пятнадцати рублей, затраченных на издание газеты, в первый день продажи (а к концу месяца почти весь тираж был распродан) вернулось около двух целковых. И владельцы кинотеатров, и зрители спрашивали, когда появится следующий номер. Однако Всеволод отмалчивался: он получил немало двоек в гимназии, и впереди его ждали трудные экзамены. В общем, второй номер не появился. А первая попытка дала свой результат: впоследствии братья Чайковские пришли работать в кино.

любовью зрителей и долгие годы не сходили с экрана.

В звуковом кино Протазанов экранизировал (1937 г.) драму А.Н. Островского «Бесприданница», ставшую вершиной его режиссуры. В картине реалистически показана сочная картина нравов российского купечества; режиссёр горячо сочувствует героине, искренне и трогательно сыгранной дебютанткой кино Ниной Алисовой. В последние годы жизни мастер пытался остаться «на плаву», соглашаясь на любые темы, лишь бы снимать. Возвратиться к Островскому режиссёру до конца так и не удалось — он скончался в 1945 г., работая над сценарием пьесы «Волки и овцы».


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz