Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Частновладельческий период русского кинопроизводства продлился немногим более десяти лет. После Октября 1917 г. началась национализация кинофабрик и кинотеатров, т. е. передача всего кинематографического хозяйства в ведение государства. В истории российской кинопромышленности открылась новая эра — советскому государственному кинематографу оказался положен гораздо более долгий срок, чем его предшественнику. Но опыт пионеров не прошёл зря.

Рост отечественного кино был стремительным, и оно продвинулось далеко вперёд от первой — наивной и кустарной — ленты «Стенька Разин». Сделанные семь — десять лет спустя «Портрет Дориана Грея» Всеволода Мейерхольда, «Жизнь за жизнь» и «Немые свидетели» Евгения Бауэра, «Пиковая дама» и «Отец Сергий» Якова Протазанова и многие другие фильмы — истинно художественные произведения, находившиеся на передовой линии европейского киноноваторства. Всего за десятилетие (1908—1918 гг.) было выпущено более двух тысяч игровых картин и около трёх тысяч научно-популярных и видовых лент, сняты десятки тысяч метров хроники,

Афиша киноальманаха «Чины и люди».

475

 

 

Афиша фильма «Красные дьяволята». Эта озорная, весёлая лента была снята по мотивам повести Павла Бляхина на Тифлисской киностудии. (Тифлис — официальное название города Тбилиси в 1845— 1936 гг.) Картина рассказывала о приключениях юных героев — брата и сестры Мишки и Дуняши, а также их чернокожего друга Тома, которые случайно оказались на Гражданской войне, где отряды конницы Будённого сражались с белогвардейцами.

создана мощная сеть кинофикации и проката. В этот период в стране работало шесть крупных кинофабрик, выдвинулись талантливые профессионалы, организаторы и руководители кинопроизводства. Русское кино обрело собственное творческое лицо, достигло высокого уровня постановочного и исполнительского мастерства. В России в этот период издавалось двадцать семь специальных киножурналов и свыше сорока рекламных изданий для зрителей.

РОЖДЕНИЕ И ВЗЛЁТ СОВЕТСКОГО КИНО

Датой рождения советского кинематографа принято считать 27 августа 1919 г., когда В.И. Ленин подписал декрет «О переходе фотографической и кинематографической промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения». И хотя частные фирмы и акционерные общества существовали ещё несколько лет после выхода декрета, судьба российского кино была предопределена: оно стало государственным. Отныне и до конца 80-х гг. его деятельность планировалась, финансировалась и контролировалась специальными организациями при советском правительстве. Кино было провозглашено средством пропаганды, воспитания и просвещения. Наступила новая эпоха.

АГИТКИ И ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЕ ЛЕНТЫ

Шла Гражданская война, в стране была разруха. В таких условиях фильм должен был поучать и разъяснять — агитировать. Самый ранний жанр советского кино так и назывался — агитки. Это были короткометражные фильмы наподобие плакатов и листовок «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Все под ружьё!», «Запутанный буржуй» (все три 1919 г.), «Народ — сам кузнец своего счастья» (1920 г.). К названию-лозунгу наспех приделывался сюжет, часто наивный и всегда назидательный. Например, в агитке режиссёров Александра Пантелеева, Николая Пашковского и Анатолия Долинова, называвшейся «Уплотнение» (1918 г.; сценарий написал народный комиссар просвещения А.В. Луначарский), речь шла о вселении в барские квартиры бедняков, пролетариев и крестьян, которые бежали из голодных деревень в города; так возникли знаменитые советские «коммуналки». По сюжету к седовласому профессору подселяют слесаря с дочерью. Профессор-демократ радуется новым соседям, а его старший сын — юнкер откровенно враждебен. Конфликт разрешается благополучно: младший сын профессора влюбляется в хорошенькую дочку рабочего.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz