Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Анджей Вайда (родился в 1926 г.) дебютировал фильмом «Поколение»

Кадр из фильма «Эроика».

532

 

 

Анджей Вайда.

(1955 г.). В нём Вайда рассказал о своих сверстниках, сражавшихся во время войны в подполье.

В «Поколении», а затем в «Канале» (1957 г.), следующей картине ре­жиссёра, действует характерный для польской школы герой. Окружён­ный фашистами подпольщик из «По­коления» бросается в пролёт лестни­цы, чтобы не попасть в руки врагов. После поражения Варшавского вос­стания 1944 г., поднятого подчиняв­шейся эмигрантскому польскому правительству в Лондоне подполь­ной армией, командир отряда, герой «Канала», пытается вывести бойцов по системе канализационных труб, но теряет отряд и возвращается под землю на его поиски.

Самая знаменитая картина Вай­ды — «Пепел и алмаз» (1958 г.). Её действие происходит в течение одно­го дня — 9 мая 1945 г. Война завер­шилась, однако герой фильма Мацек Хелмицкий, участник антикоммуни­стического подполья, совершает по­кушение на секретаря обкома пар­тии, т. е. продолжает войну ради героизма — губительного не только для других, но и для него самого. Картина удостоилась многих пре­стижных премий, а Збигнев Цибуль­ский (1927—1967), исполнитель ро­ли Мацека, стал кумиром молодёжи.

Во второй половине 70-х гг. в искусстве Польши возникло новое явление — кино морального беспо­койства, выразившее подспудное, нарастающее недовольство поряд­ками, царившими в стране. Благо­даря картинам «Человек из мрамо­ра» (1976 г.) и «Человек из железа» (1981 г.) Вайда и здесь оказался веду­щей фигурой. Первый фильм расска­зывает о передовике производства, которого делают образцом для под­ражания. Вступившись за несправед­ливо обвинённого напарника, герой сталкивается с жестокостью органов госбезопасности и погибает во вре­мя забастовки. Дело погибшего отца продолжает во втором фильме его сын — член мятежного профсоюза «Солидарность».

Вайда стал выразителем поль­ского «взгляда на вещи».

Режиссёр Ежи Кавалерович (ро­дился в 1922 г.) дебютировал рань­ше Вайды, но свои самые известные фильмы — «Мать Иоанна от ангелов»

Кадр из фильма «Канал».

Збигнев Цыбульский (слева) в фильме «Пепел и алмаз».

*В фильме «Поколение» Вайда продолжил молодёж­ную тему, начатую ранее режиссёром более старшего поколения — Александром Фордом (1908-1980) в фильме «Пятеро с улицы Барской» (1953 г.). На съём­ках этой картины Вайда ра­ботал вторым режиссёром. Тема, затронутая в «Поколе­нии», проходит через всё его творчество. Особенно это касается фильмов «Невинные чародеи» (1960 г.) и «Любовь в двадцать лет» (1962 г.).

533

 

 

Люцина Винницка в роли матери Иоанны в фильме «Мать Иоанна от ангелов».

Ежи Кавалерович.

(1961 г.) и «Фараон» (1966 г.) — снял позднее. Он учился в Академии изобразительных искусств, поэтому его картины отличаются изысканно­стью художественного решения. Опыт художника потребовался Кавалеровичу и при постановке «Матери Иоанны...» и «Фараона», поскольку действие первой картины происхо­дит в XVII в., а второй — в Древнем Египте. Режиссёру необходимо было выразительно воссоздать на экране реалии этих эпох. Мать Иоанна — настоятельница монастыря. Церков­ные власти уверены, что в неё и мо­нахинь вселились бесы. На самом же деле Иоанна бунтует против строго­сти монастырского уклада, ей хочет­ся любви и простого человеческого счастья.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz