Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Кадр из фильма «Илья Муромец». Режиссёр А. Л. Птушко. 1956 г.

КИНЕМАТОГРАФ «ОТТЕПЕЛИ» (50-е — СЕРЕДИНА 60-х гг.)

В середине 50-х гг. в жизни страны начался новый этап. В советской ки­нематографии тоже произошли большие изменения. В кино пришло много молодых авторов — выпуск­ников ВГИКа. Актёры, режиссёры, операторы, художники получили возможность активно работать. Под­ход к воплощению жизни на экране

в корне изменился и усложнился. В картинах 30—40-х гг. персонажи часто являли собой типажи с чётко обозначенными социальными при­метами (см. дополнительный очерк «Типажи и актёры»). Кинематограф 50—60-х гг. привнёс полутона, поз­воляющие рисовать сложные и мно­гогранные характеры, без предвзя­того деления на «чёрное» и «белое». У нового поколения кинематогра­фистов проявилось романтическое

*«Оттепель» — условное название периода с XX съез­да КПСС в феврале 1956 г. до смещения Н.С. Хрущёва с поста Первого секретаря партии в сентябре 1964 г. После десятилетий тотали­тарного режима люди почув­ствовали некоторую свободу, что открывало новые воз­можности для творчества.

**ВГИК — Всесоюзный государственный институт кинематографии.

546

 

 

Изольда Извицкая и Олег Стриженов в фильме «Сорок первый».

Режиссёр Г. Чухрай. 1956 г.

отношение к современности — это было желание построить «социа­лизм с человеческим лицом».

Фильмом, положившим начало новому периоду советского кино, стало «Возвращение Василия Бортникова» (1953 г., режиссёр В. Пудов­кин). В этом рассказе о послевоенной деревне не было бутафорского изо­билия «Кубанских казаков». Крестьян интересовали не только сельскохо­зяйственные достижения, но и лич­ные проблемы и переживания.

Кинематограф устремился к изоб­ражению реальной жизни и реаль­ных характеров. Трилогия И. Хейфица «Большая семья» (1954 г.), «Дело Румянцева» (1956 г.) и «Дорогой мой человек» (1958 г.), а также «Урок жизни» (1955 г.) Ю. Райзмана, «Неоконченная повесть» (1955 г.) Ф. Эрмлера были сделаны на совре­менном материале и затрагивали нравственные категории: честность, трусость, благородство, верность. Стоит особо выделить фильм «Дело Румянцева». Молодого шофёра Ру­мянцева (Алексей Баталов) обвиня­ют в преступлении: груз, который он перевозил, оказался краденым. Все улики против героя, но справедли­вость торжествует. Ещё несколько лет назад невозможно было предста­вить такой сюжет на экране. Это го­ворило об изменении отношения к отдельной личности.

Героями всё чаще становились молодые люди, которым свойствен­на верность романтическим идеа­лам и тяга к демократическому пре­образованию общества. Молодые актёры — В. Тихонов, Н. Рыбников, Н. Михалков — создавали образы таких героев. Например, в «Весне на Заречной улице» (1956 г.) Марлена Хуциева рабочий в исполнении

«ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ»

На экраны страны в 1957 г. вышел фильм, ставший од­ним из самых значительных явлений не только совет­ского, но и мирового кинематографа. В его основу лег­ла пьеса Виктора Розова «Вечно живые».

Война разлучает влюблённых Бориса и Веронику. Вскоре Борис погибает, и девушка, потеряв его, роди­телей, дом, выходит замуж за нелюбимого человека. Но чувство измены Борису и, прежде всего самой се­бе пробуждает в Веронике долг по отношению к дру­гим людям, даёт ей мужество, силу и верность...


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz