Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Юрий Яковлев в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Режиссёр Л. Гайдай. 1973 г.

Афиша фильма «Павел Корчагин»

549

 

 

АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ

Один из самых необычных и та­лантливых режиссёров мирового кине­матографа — Андрей Арсеньевич Тарковский (1932—1986). Однако практически все его фильмы прошли через запреты и трудности на пути к зрителю. Пик творчества Тарков­ского пришёлся на 70-е гг. К этому вре­мени он уже получил главный приз Международного кинофестиваля в Ве­неции за фильм «Иваново детство» (1962 г.; история о судьбе мальчика, который страстно желает отомстить фашистам за счастье, отнятое вой­ной). Режиссёру достался и приз Меж­дународной федерации кинопрессы — ФИПРЕССИ (фр. Federation interna­tional de la presse cinematographiqueFIPRESSI) на Каннском кинофестивале 1969 г. за картину «Андрей Рублёв» (1966 г., авторы сценария А.Тарков­ский и А. Михалков-Кончаловский) — философское произведение о правед­ной жизни русского иконописца на фоне княжеских междоусобиц и мон­гольских набегов начала XV в.

В 1972 г. появилась картина «Солярис» (по мотивам романа польско­го писателя-фантаста Станислава Лема), снятая, как и две предыдущие, оператором Вадимом Юсовым. Дейст­вие фильма происходит на космичес­кой научной станции, вблизи таинст­венной планеты Мыслящий Океан, которая хранит в памяти все поступки и мысли героев. Эта картина — размы­шление о психологии, памяти и нравственности человека. «Солярис» стал, пожалуй, единственным фильмом Тар­ковского, который не пытались «за­малчивать». Участие в Каннском фе­стивале 1972 г. принесло режиссёру «Серебряную пальмовую ветвь» и спе­циальный приз Экуменического жюри. Однако уже к следующей его карти­не — «Зеркало» (1975 г.) — государ­ственные цензоры проявили присталь­ное внимание. В результате на экраны она вышла лишь пять лет спустя. Фильм пронизан автобиографичес­кими воспоминаниями, которыми ре­жиссёр наделил своего героя Алексея. Роль матери в пожилом возрасте ис­полнила Мария Вишнякова — мать ре­жиссёра, а стихи за кадром читает его отец — поэт Арсений Тарковский. Так что название «Зеркало», являясь чем-то вроде исповеди, как нельзя лучше отразило суть фильма.

В 1980 г., в год выхода на экраны «Зеркала», Тарковский закончил сни­мать картину «Сталкер» по мотивам романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». Это рассказ о таинствен­ной Зоне, оставленной на Земле при­шельцами из космоса и притягива­ющей внимание любопытных. Самые отважные проникают туда с помо­щью проводников — сталкеров. Тар­ковский вновь использует фантастиче­ский сюжет — на этот раз о Зоне и находящейся в ней комнате, в кото­рой может исполниться любое жела­ние. Пройдя сложный путь и добрав­шись до вожделенной комнаты, герои «Сталкера» не решаются переступить её порог. За время путешествия у них появилось достаточно оснований для того, чтобы усомниться в чистоте сво­их помыслов.

Было выпушено ограниченное ко­личество копий и «Зеркала», и «Стал­кера», новые замыслы режиссёра не находили поддержки, и в 1982 г. Тарковский, находясь в Италии на съёмках «Ностальгии», решил остать­ся на Западе. В любой европейской стране считали за честь предоставить режиссёру все условия для работы. В Лондоне в театре «Ковент-Гарден» в 1983 г. он поставил оперный спек­такль «Борис Годунов», в Италии в том же году снял «Ностальгию» (фильм по­лучил Большой приз «За творчество», призы ФИПРЕССИ и Экуменического жюри), в Швеции — «Жертвоприноше­ние» (1986 г.).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz