Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Сатьяджит Рей на съёмках фильма. 1956 г.

1947 г., после долгой и упорной борьбы, Индия обрела, наконец, независи­мость. Тогда же страна раз­делилась на два государст­ва — Индию и Пакистан, в который вошли провин­ции, населённые мусульма­нами. Разделение сопровож­далось драматическими потрясениями — происходи­ло «великое переселение народов»: мусульмане пере­бирались в Пакистан из дру­гих провинций, а из Паки­стана уезжали индуисты и буддисты. Кинематограф почти перестал изображать героев, страдающих от не­разделённой любви, и обра­тился к реальным проблемам современной жизни.

**Поэтическое настроение называется на хинди «раса». Ведущих рас восемь: любовь, весёлость, скорбь, гнев, мужество, страх, отвращение и удивление. В произведении могут изображаться разные чувства, но одно должно быть основным.

586

 

 

 

Кадр из фильма «Мир Апу».

Мальчик Апу (Шумитра Чаттерджи) — герой кинотрилогии С. Рея.

Кадр из фильма «Песнь дороги».

кинофестиваля и сразу сделавшая режиссёра знаменитым.

По жанру «Песнь дороги», снятая по первой книге дилогии бенгаль­ского писателя Б. Бондопаддхая, — семейная хроника, неторопливое описание будней семьи, состоящей из отца, матери, бабушки и дочери. Отец принадлежит к касте свя­щеннослужителей — браминов, он беден. Рождается ещё один ребё­нок — мальчик Апу, и отец уходит на заработки; за время его отсутствия умирает бабушка, дочь заболевает воспалением лёгких и тоже умира­ет. Когда отец возвращается, семья решает переехать в священный для индусов город Бенарес — возможно, у отца там будет больше работы. В финале картины все уезжают. Над повозкой с героями, одиноко катящейся по дороге, нависают ту­чи, а в покинутую хижину заполза­ет змея.

Мальчик, родившийся по ходу сюжета, стал героем других кар­тин режиссёра — «Непобеждённый» (1956 г.) и «Мир Апу» (1959 г.). Оба фильма были встречены с тем же воодушевлением, с каким приняли картину «Песнь дороги», а критики снова писали о «нежности, деликат­ности» режиссёрского почерка и об «изысканности деталей, взглядов, ситуаций».

После фильмов об Апу режиссёр проработал в кино более трёх деся­тилетий, поставив множество кар­тин. В кинолентах Рея часто повест­вуется о распаде старинного уклада

жизни. Например,  в фильме «Боль­шой город» (1963 г.) жена героя, устав от нищеты, идёт работать, что противоречило индийским традици­ям. Есть у режиссёра и философские притчи, такие, как лента «Шахма­тисты» (1977 г.). Два друга страстно увлечены игрой. В стране же зреет заговор против правителя, который, в конце концов, отказывается от тро­на. Однако это не может заставить друзей оторваться от шахматной до­ски. Снял режиссёр и приключенче­скую комедию «Золотая крепость» (1974 г.), предназначенную для детей. Её герой, мальчик, вроде бы знает, где скрыто сокровище; взрослые пы­таются завладеть им, но, добравшись до места, убеждаются, что спрятан­ные богатства — лишь фантазия, вымысел ребёнка.

ДИНАСТИЯ КАПУРОВ

Если Сатьяджит Рей — родоначаль­ник и глава бенгальской школы, то актёр и режиссёр Радж Капур (настоящее имя Ранбир Радж, 1924— 1988) — виднейший представитель бомбейского кино. Он пользовался всемирной известностью, а в середи­не 50-х гг. стал любимцем советских зрителей. По всей стране звучали пе­сенки из его фильма «Бродяга».


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz