ОТ
«ОТТЕПЕЛИ» ДО «ПЕРЕСТРОЙКИ»
В 70-х гг. кинематограф в
Советском Союзе, в отличие от голливудского и европейского, был не частным
предприятием, а государственной монополией, приносившей огромный доход в бюджет
страны.
Кино — это не только
«зеркало» души, но и «зеркало» общественных процессов. К началу 70-х на смену
революционной и военной героике прежних лет пришли поэзия и проза
повседневности. Стало ясно, что в ближайшее время не будет новых революционных
бурь, а «коммунистический рай», обещанный партией к 1980 г., отодвигается в
необозримое будущее. Кинематограф отразил общую растерянность при отсутствии
ясных целей для общества в целом. Идея «светлого будущего» была поставлена под
сомнение. Теперь каждый советский человек — от провинциального рабочего до
столичного академика — остался наедине с историей.
В 70-х гг. сплочённое
общество распалось, и герой этого времени начал решать проблемы индивидуально.
В этом смысле символично название картины Г. Панфилова и Е. Габриловича
«Начало» (1970 г.).
В образе героини — Паши Строгановой (её сыграла актриса Инна Чурикова) авторы
выразили двойственность ситуации. Как примирить героическое начало (в образе
Жанны д'Арк, которую героиня приглашена сыграть в кинофильме) с неинтересной
повседневной реальностью (Паша работает на текстильной фабрике и играет
Бабу-ягу в заводском клубе)? До «Начала» героическое и бытовое существовали на
экране в тесной связи. В фильме Панфилова и Габриловича эти понятия жёстко
разведены и пересекаются только на съёмочной площадке, когда Паша в гриме Жанны
призывает войска на защиту отечества. Теперь героическое превращается в кино,
имитирует жизнь на съёмочной площадке. «Начало» хоронит идею
590
революционной романтики и
коллективного подвига. У героини в реальной жизни остаются лишь будничные
заботы, с которыми она не знает, как справиться: личная жизнь не складывается,
работу в кино больше не предлагают, и героическая патетика остаётся только на
экране.
На смену революционной
романтике картин «Неуловимые мстители» (19б7 г., режиссёр Эдмонд Кеосаян) и
«Гори, гори, моя звезда» (1970
г., режиссёр Александр Митта) приходит игра с
героическими сюжетами. Пример тому — иронический фильм Николая Рашеева и
Аркадия Народицкого «Бумбараш» (1971
г.). Здесь события Гражданской войны преподнесены в форме,
близкой к мюзиклу (композитор Владимир Дашкевич, стихи Юлия Кима). В конце 60-х
подобную легкомысленную интонацию и стилистику в отношении этой темы было
невозможно представить.
Никита Михалков в картине
«Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974 г.) также построил историю о Гражданской
войне по законам вестерна. Это говорит о принципиально ином отношении к
материалу: революция становится основой для зрелища. Героическая эпоха уже не
является точкой отсчёта, краеугольным камнем. Она лишь повод для высокопрофессиональной
игры в Гражданскую войну. В этом фильме важна не революционная идея, а чисто
формальные элементы киноязыка: пластика, изображение, монтаж, актёры. Один из
чекистов (герой Анатолия Солоницына) долго разглядывает портрет Ленина, словно с
трудом припоминает, кто же смотрит на него со стены. Затем поворачивается и
уходит. Точно так же Михалков уходит от противоречий эпохи Гражданской войны, в
которых ещё недавно режиссёры пытались разобраться.
Главная Следующая