Предыдущая Следующая
После того как вышла
картина «Долгие проводы» (см. статью «Советское киноискусство в послевоенный
период»), Кира Муратова долго ничего не снимала. Наконец в 1978 г. на студии «Ленфильм»
она выпустила картину «Познавая белый свет», которая снова не дошла до широкого
зрителя и мировых фестивалей. Между тем эта изысканная камерная лента может
быть причислена к числу важнейших художественных удач отечественного
кинематографа 70— 80-х гг.
В безукоризненной манере
Муратова говорит о том, что повседневная жизнь, на которую в фильме «Начало»
всё-таки хотел надеяться Глеб Панфилов, к концу 70-х оказывается исчерпанной и
невозможной. Те самые простые советские люди, рабочие, ради которых будто бы
существовало советское государство, в картине впервые оказываются изгоями в
собственной стране. Любовь шофёра грузовика Михаила и Любы, возникшая на
«стройке пятилетки», трагична, хотя никаких видимых препятствий для неё не
существует. Муратова демонстрирует полную исчерпанность «поэзии трудовых
будней»: ведь по всем канонам «производственного жанра» главные герои (люди
трудолюбивые, честные и сугубо положительные) должны быть счастливы.
Избежать грусти и уныния
в фильмах 70-х гг. удавалось режиссёрам, работавшим в узких жанровых рамках. На
телевидении раскрылся талант комедиографов Алексея Коренева и Марка Захарова.
Телевизионная четырёхсерийная лента Коренева «Большая перемена» (1974 г.) по праву обрела
всенародную популярность. «Большая перемена» — это гимн повседневности,
лирическая комедия, героями которой становятся взрослые ученики вечерней школы.
Коренев воскрешает традиции семейной саги эпохи «оттепели» наподобие фильма И.
Хейфица «Большая семья» (см. статью «Советское киноискусство в послевоенный
период»). Ученики класса Нестора Петровича — эта та же самая большая семья.
Конечно, совместная жизнь, учёба и сердечность отношений этих простых,
замечательных людей не имеют никакого отношения к действительности. Видимо,
поэтому в картине так поразительно сочетаются радость бытия и боль от
утраченного «чувства локтя».
«Неоконченная пьеса для
механического пианино» (1977
г.) Н. Михалкова — на первый взгляд просто экранизация
Чехова. Однако под видом чеховских интеллигентов скрываются, конечно же,
современники режиссёра и его соавтора — сценариста Александра Адабашьяна. Интеллигенты
в этом фильме замкнуты в круге своих частных проблем и страдают от этого. В
конце концов, главный герой восклицает в отчаянии: «Мне тридцать пять лет,
жизнь прожита зря, ничего не начато и не завершено!». Трагическая неспособность
Александр Калягин и Евгения
Глушенко в фильме
«Неоконченная пьеса для
механического пианино».
595
ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ. РОССИЙСКОЕ КИНО КОНЦА 80-х И 90-х ГОДОВ
Последнее
десятилетие XX в. принесло в отечественный
кинематограф настроения тревоги, неуверенности, страха перед будущим. В 1991 г. ушла в прошлое целая
эпоха. Несколько поколений людей успели вырасти и состариться при советской
власти. Устоявшийся образ жизни стал привычным. И вот он рухнул. Что ждёт
Россию «за поворотом», не знал и не знает до сих пор никто. Оттого-то и столь
сильно чувство всеобщей тревоги. Люди тоскуют о прошлом. Иногда — о совсем
недавнем прошлом, о годах детства и юности. Но чаше — о каком-то далёком
золотом веке, об утраченном ещё предками рае земном... Эта тоска с
необыкновенной силой звучит в современном российском кино. Предыдущая Следующая
|