Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Режиссёр Юрий Кара поставил по одноимённой повести Бориса Васильева фильм «Завтра была война» (1987 г.). В этой картине передана атмосфера предвоенной школьной жизни. Необычайная психологическая точность «реконструкции» сделала фильм близким и уютным для тех, кто был в 1941 г. молодым. По словам современного кинокритика, лента «Завтра была война» стала «...общим грустным и сладостным воспоминанием миллионов пожилых людей».

Послевоенные десятилетия были тяжёлыми, нищенскими. Но жизнь нельзя отложить «на завтра», в ней всегда присутствуют любовь, красота. Об этом — фильм Владимира Огородникова «Барак» (1999 г.).

Никита Михалков заявил в фильмах «Урга. Территория любви» (1991 г.) и «Сибирский цирюльник» (1999 г.) целую философскую программу. Эти фильмы поставлены на контрасте времён: «тогда» и «сейчас». Основной мотив обеих картин — печаль о «сгинувшем царстве». Когда-то давным-давно, ещё до революции, существовало счастливое русское царство. Во главе его стоял могучий и благородный государь. Подданные монарха, честные, доблестные, отважные, никогда не играли в любовь. Их ставкой в любви могла стать жизнь, не говоря уже о свободе или достатке. Они были сильны и в то же время милосердны. Одному государю служили и в одного Бога верили. А что же сейчас? Всё сгинуло, всё пропало. Любовь перестала быть ценностью, исчезли сила и отвага. Главный герой фильма «Урга» — бродяга, давно ушедший из родных краев. Он едва помнит, как выглядят развалины церкви в его деревне, и совсем не помнит, как звали прадеда. Лишь иногда мелодия старинного вальса трогает его сердце глубокой тоской...

Комедия Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты в осенний период» (1995 г.) на первый взгляд совершенно не похожа на картины Михалкова. Бестолковая компания заехала в лесную глушь, чтобы поохотиться на природе. По привычке немного выпили... и с этой минуты пили уже не останавливаясь, на протяжении всего фильма. Картина буквально переполнена комическими сценами, трюками, анекдотическими ситуациями. Всё было бы просто, но режиссёр сделал несколько вставных эпизодов, разбавив приключения современных пьяниц картинами благородной охоты в императорской России. Эти вставки перевесили комизм всего фильма. Нелепая, бестолковая, никчемная современность, наше «сейчас» противостоит прекрасному «тогда». То же самое «счастливое Царство», что и у Михалкова, показано в картине Рогожкина очень скупо. Вот как глупо и бессмысленно мы живём,

говорит своим фильмом Рогожкин, и вот что мы потеряли, пропили, разрушили собственными руками. «Особенности национальной охоты...» передают боль через смех.

Много споров вызвал фильм Владимира Хотиненко «Мусульманин» (1995 г.). Молодой солдат сражался в Закавказье и попал в плен. Впоследствии он вернулся в родное село, по-прежнему любит мать и брата, хочет завести семью. Но для многих он стал чужим, поскольку в плену принял ислам и не желает отречься от новой веры. Когда картина вышла на экраны, многие обвинили В. Хотиненко в оскорбительном отношении к традиционному для русских православию. Но нет, сельский православный священник показан явно уважительно: как живой символ чего-то очень сокровенного, но позабытого. Кстати, он меньше всех конфликтует с мусульманином. Смысл фильма намного глубже простого сравнения двух религий. Односельчане бывшего пленника, его знакомые и родные в большинстве случаев люди, ни во что не верующие. Ни в Бога, ни в чёрта, разве что в рубль и пистолет. Картина показывает, сколь страшными последствиями оборачивается потеря веры. Односельчане мусульманина пьянствуют, кланяются любой замусоленной купюре, а один из них даже пытается совершить самоубийство. Сон веры рождает чудовищ.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz