|
ЗАЩИТНИК Беспросветность
90-х рождает желание, чтобы появился защитник, который заступится за
несчастных, поможет в трудную минуту — не словами утешения, а делом, т. е.
кулаками или оружием. Из этого зрительского желания и родился Данила Багров,
герой фильма «Брат» ( Кадр
из фильма «Ворошиловский стрелок». Чулпан
Хаматова и Дина Корзун в фильме «Страна глухих». 597 Олег Янковский в фильме «Полёты
во сне и наяву». советской интеллигенции предложить здравое решение проблем, стоявших перед страной, её смятение и боль по этому поводу переданы Михалковым и его актёрами с изяществом и в то же время со страстью. В начале 80-х гг.
появляется рубежная картина Романа Балаяна по сценарию Виктора Мережко «Полёты
во сне и наяву» ( Кинематограф 70—80-х гг. явился одновременно диагнозом, обличением и памятником негромкой, но драматичной эпохе «застоя». КИНО XXI ВЕКА Итак, кино — искусство XX столетия. Но XX век уже ушёл в прошлое. И в 90-х гг., в разгар празднований, посвящённых столетию кино, всё чаще стали звучать голоса, утверждающие: искусство кино уходит вместе со своим веком. Не случайно именно через
сто лет после первого киносеанса, в Что же, выходит, что будущее принадлежит только яркому зрелищному кино, напоминающему видеоигры? Уверенно можно ответить: нет. Конечно, традиционные кинематографические профессии меняют свое содержание, требуют всё новых и новых навыков. Кинотеатры, превращающиеся в мультиплексы, оснащённые системой долби-стерео и долби-серраунд, напоминают интерьеры космических кораблей. Экраны домашних телевизоров становятся крупнее, преображаясь почти в домашние кинотеатры. И вот что самое важное. Кино не раз упрекали в том, что оно манипулирует сознанием людей, подчиняет их воле создателей фильма. Погружаясь в темноту кинозала, зритель теряет свою волю, становится всего лишь «потребителем» экранной «информации», которую ему «диктуют». Новый дигитальный экран изменяет сам принцип взаимоотношений зрителя с автором. Эти отношения станут интерактивными, т. е. зритель будет не пассивным получателем впечатлений, а творческим соавто- *Мультиплекс — кинотеатр с несколькими залами, в каждом из которых идут разные фильмы; оборудован для приятного времяпрепровождения. **Долби — система шумопонижения, которая помогает убирать шумы с магнитных записей. Названа по имени создателя — инженера Томаса Долби. ***Долби-серраунд — система объёмного звучания, разработанная для кинозалов. 598 ром фильма. Но это — в
будущем. А пока что режиссёры всё чаще заглядывают не в будущее, а в прошлое.
Оказывается, кино даже в самом традиционном виде далеко не исчерпало своих
возможностей. Например, группа датских кинематографистов, выступивших с
манифестом «Догма-95», предлагает вообще отказаться от соблазнов новых
технологий и вернуться к самым примитивным способам съёмки. А финский режиссер
Аки Каурисмяки в В 30-х гг. в США закрепилась система киножанров (вестерн, мюзикл, триллер, детектив, фильм ужасов, комедия, драма). Причём именно те жанры, которые традиционно считались «низкими», дали в кино замечательные образцы высокого искусства. Например, вестерны Джона Форда, триллеры Алфреда Хичкока, мюзиклы Григория Александрова, комедии Леонида Гайдая. В то же время кино доказало, что и в своих самых, казалось бы, «скучных», бытоподобных формах оно может вызвать необыкновенный подъём интереса — так было с фильмами итальянского неореализма, с картинами английских «рассерженных», с некоторыми произведениями французской «новой волны», с лентами сторонников «Догмы-95». Кино готовит новые
сюрпризы, неожиданные парадоксы. Фильмы — чемпионы проката становятся всё более
дорогими (как «Звёздные войны. Эпизод 1. Скрытая угроза» с бюджетом в сто
пятнадцать миллионов долларов) и одновременно словно соревнуются в дешевизне
(всего двадцать тысяч долларов стоил проект «Ведьмы из Блэра. Курсовая с того
света», |